Собачье сердце

— Ванечка! Сидеть, лежать! — звонкий мальчишечий голос четко произносит команды. Черный ротвейлер по кличке Ваня послушно ложится, встает, прыгает “зайчиком” и даже танцует вальс. Юный дрессировщик Женя Юрков уверенно командует громадной собакой, сидя в инвалидной коляске...


То, что животное способно благотворно воздействовать на человека, было замечено давно. Но научное объяснение этому феномену нашли лишь в ХХ веке. Любое существо, как выяснилось, — небольшой биогенератор, создающий электромагнитное излучение. Частота и амплитуда волн влияют на людей. Кошки, к примеру, прекрасные доктора: их энергетика снимает стрессы, подавляет мигрени, улучшает самочувствие, особенно у пожилых людей. Старики — любители полосатых мяук — живут дольше и болеют реже, чем их “бескошатные” сверстники. Не меньшей биосилой обладают и другие четвероногие и четверолапые друзья человека — лошади и собаки.

В середине 1950-х годов в медицине появилось особое направление — аниматерапия (зоотерапия). Общение с животными стало применяться не только для снятия нервного напряжения, но и для исцеления людей с весьма серьезными диагнозами — аутизмом, ДЦП, сердечно-сосудистыми заболеваниями, гиперактивностью.

Наиболее известное направление зоотерапии — лечебная верховая езда. Иппотерапию применяют для реабилитации людей с травмами позвоночника, атрофией мышц и параличом ног, при ДЦП и вегетососудистой дистонии. А вот в Англии лошади помогают избавляться от неврозов и психозов, лечат слабоумие и даже алкогольную и наркозависимость!

...У Жени с детства страшный диагноз — ДЦП. Такие, как он, с большим трудом приспосабливаются к жизни. Дети-инвалиды практически обречены на пожизненное заключение в специнтернатах или стенах квартиры. Ни друзей, ни профессии... “Это несправедливо” — решили молодые педагоги из подмосковного центра “Ордынцы”, поддерживающего ребят с ограниченными возможностями. В качестве лечебного средства выбрали... собак.

— Собака — прекрасный доктор, она дарит детям радость, уверенность в себе, — говорит психолог Людмила Ращевская. — Ребенок, прикованный к инвалидной коляске, впервые в жизни чувствует себя не ведомым, а ведущим. Он может сам управлять кем-то, а не только принимать помощь.

В лечебной кинологии очень важен психологический аспект. Малышу нельзя говорить: “Мы тебя будем лечить”, ведь лечение связано с неприятными процедурами, болью. Ребенку просто разрешают свободно общаться с собакой — кормить ее, вычесывать, выгуливать. Так возникает полезный эффект канестерапии (“канес” по-латыни — собака).

— Инвалидам с ДЦП трудно выполнять движения, они боятся ходить, шевелить руками, говорить, — поясняет Людмила Леонидовна. — Но когда ребенок играет с собакой, он все делает по желанию, на эмоциональном подъеме. Ради друга малыш соглашается терпеть боль. У нас был случай, когда девочка, не расстававшаяся с инвалидным креслом, сама встала на ноги и начала ходить, чтобы гулять с питомцем. И теперь вообще отказалась от коляски!

Общение с собакой не только повышает настроение ребят, но и помогает им приспособиться к жизни. Расчесывание шерсти развивает крупную и мелкую моторику, а дрессировка — речь. Малыш учится правильно отдавать команды, и это заставляет его четче произносить слова. Он начинает больше двигаться — голосовые приказы обязательно дублируются жестами.

— Как подбирают животных для “собаколечения”?

— По темпераменту. Не столь важны порода и размер, сколько характер. У нас есть и большие собаки — среднеазиатская и немецкая овчарки, ротвейлер и совсем маленькие — карликовый пинчер, фокстерьер, ризеншнауцер. Главное, чтобы это был доброжелательный, спокойный, уравновешенный пес. Ведь дети могут случайно причинить боль — неловко ухватить за шерсть, наехать коляской на лапу...

— Вы сказали “пес”. Значит ли это, что для канестерапии годятся только “мальчики”?

— В основном да, хотя “девочки” у нас тоже есть. С ними сложнее — в силу физиологических причин. В определенные периоды они становятся менее управляемыми, могут огрызнуться. А это недопустимо, ведь ребят приучают не бояться животных, а доверять им.

— У каждого ребенка своя постоянная собака?

— Нет, они меняются. Сначала малыши работают с большими псами — флегматичными и уравновешенными. Такие животные спокойнее относятся к тому, что их гладят, ощупывают руками. Учиться гулять тоже лучше с крупными породами: собака служит поводырем и одновременно опорой для ребенка. Но потом детям хочется чего-то более живого и активного. Тогда наступает черед маленьких собачек — юрких, подвижных, очень эмоциональных. С ними веселее, интереснее играть. Но зато они требуют больших усилий при движении — попробуй-ка уследить за таким шустриком!

...На сцене выступали юные дрессировщики со своими питомцами. Максим Мотыльков показывал среднеазиатца Тигра. Тигруша — добродушнейшая псина, несмотря на свою грозную кличку, послушно исполняла приказы. Четырнадцатилетний Андрей Петриковский, глухонемой от рождения, управлял одними жестами молодой немецкой овчаркой по кличке Боря. И Борис его прекрасно понимал. А хрупкая девятилетняя Настя со шнауцершей Феней продемонстрировала настоящий класс в аджилити — преодолении полосы препятствий.

В конце представления ребята одели здоровенного Тигра смешным Винни-Пухом, ротвейлера Ваню — благородным Дартаньгавом. Овчар Борис щеголял в шкуре дракона, а всеобщий любимец пинчер Фунтик — в платье Арлекино. И не столь уж важно, кто победил в этом показе собачьих мод...

КАК ЕЩЕ ЛЕЧИТЬСЯ?

Тридцать лет назад в США появилось новое направление в зоолечении — дельфинотерапия. Во Флоридском океанариуме дети с отклонением в развитии стали плавать в бассейне вместе с дельфинами. Физический контакт с этими умными животными снимал боли, повышал настроение, а больные с синдромом Дауна даже начинали говорить. У нас, к сожалению, подобное лечение невозможно: в Черном море температура воды слишком низкая, чтобы дети могли долго плавать, а в гидрокостюмах — как у аквалангистов — нужного результата не достигается.

Зато у России есть свое ноу-хау — тюленетерапия. С 2003 года в Мурманском океанариуме проводится эксперимент с тюленями и морским зайцем. Морские животные по команде тренера вылезают на бортик бассейна, а дети с задержками в психическом и интеллектуальном развитии гладят их и берут за ласты. Ничего подобного в мире не существует. Зарубежные ученые считают, что тюлени — слишком непредсказуемые животные, чтобы разрешать малышам играть с ними. Но отечественные специалисты доказали — никакой опасности нет. Наоборот, после нескольких сеансов тюленетерапии дети-аутисты охотнее общаются с другими людьми, идут на контакт, уже не замыкаются в себе и не впадают в истероидные состояния.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру