Этот день рождения Александр Сергеевич праздновал на Арбате, где повсюду были развешены таблички с его стихами. Их с удовольствием декламировали прохожие. А в филиале Музея А.С.Пушкина, что на Арбате, открылась выставка его скульптурных портретов и миниатюрных моделей памятников. Все они принадлежат “перу” одного известного московского скульптора, а по совместительству антрополога, Олега Комова.
Комовского Пушкина не спутаешь ни с каким другим. Не подражая классике, скульптор работал в авангардном стиле, из которого черпал и пластику, и соотношение форм, и расположение в пространстве. Он был одержим Пушкиным и его эпохой. И стремился, чтобы любой человек мог пообщаться с любимым поэтом запросто, по-свойски. Поэтому “рост” памятников соотносим с ростом нас, грешных, — не тридцать, а всего лишь три метра.
У каждой работы Олега Комова — своя история. Вот этого Пушкина, опирающегося на колонну, скульптор делал специально для Испании: по культурному обмену классики литературы должны были поменяться столицами. При этом наш Александр Сергеевич благополучно добрался до самого центра Мадрида, а вот с его литературным собратом — Мигелем де Сервантесом — вышла незадача. Поставили его где-то на окраине Москвы, в районе Речного вокзала, а там, ясное дело, местные “умельцы” быстренько благородного дона разоружили: отломали и уволокли шпагу.
А Пушкин, который сегодня “прописан” в Твери и стал практически символом города, в свое время попал в неблагонадежные: не в ту сторону, оказывается, смотрел. Пуще всего партийных боссов возмущало то, что бронзовый Пушкин, прислонившийся к решетке, стоял... задом к великой реке Волге. К счастью, памятник из-за этого не снесли.
Среди посетителей музея замечаю сына Олега Комова Илью. Разумеется, не могу удержаться от вопроса: почему скульптурный Пушкин внешне выглядит не совсем привычно для нас?
— На самом деле портретное сходство велико. Это не фантазия и не собирательный образ. Отец был любимым учеником антрополога Герасимова, с которым он реконструировал внешность Пушкина по его черепу. А еще отец увлекался историей. Мог рассказать обо всех местах Москвы или Питера, где когда-то бывал поэт.
Последний памятник, который успел сделать Олег Комов, — это скульптура Пушкина и Натали. Пушкин в простой рубахе крепко держит за руку нежную и застенчивую Натали — не кокетку с локонами, а жену. Планировалось, что стоять им в имении Гончаровых. Но... Началась перестройка, скульптор умер — все планы Минкульта рухнули. Пушкинисты предложили установить памятник в Москве — на Арбате или у Никитских Ворот. У чиновников было на этот счет свое мнение: скульптура так и осталась вековать в мастерской...