Госпожа Pоссия

Есть люди, представлять которых — занятие ну совсем пустое. Достаточно просто назвать имя и фамилию. Людмила Зыкина — и этим сказано все. Легендарная, по-настоящему народная певица, одно перечисление званий и наград которой заняло бы не один десяток строк. Женщина, вот уже почти полвека олицетворяющая собой великую русскую песню. Наконец, человек, мнением которого никогда не пренебрегали и на самом верху.

10 июня Людмиле Георгиевне исполняется 75. Но, несмотря на столь серьезную дату, почивать на лаврах она отнюдь не собирается.

— Людмила Георгиевна, выражение “Зыкина — сильный человек” стало практически устойчивым. В чем ваша сила, можете расшифровать?

— Я считаю, сила человека не в словах, а в поступках и делах. И на сцене, и в жизни я всегда поступала так, как подсказывало мне мое сердце. А уж сильный я человек или нет — решайте сами.

— Человек не может состоять из одних лишь достоинств. В чем вы видите свои недостатки?

— Не мне судить об этом. Спросите лучше моих музыкантов из ансамбля “Россия”. Этот коллектив я создала 30 лет назад. И с тех пор мы вместе творим, репетируем. Иногда, конечно, спорим, но никогда не ссоримся. Иначе мы не смогли бы выступать столько лет вместе.

— Если не ошибаюсь, только в 40 лет, уже будучи всесоюзной знаменитостью, вы окончили музыкальное училище, а в 48 — Гнесинку. Скажите, это было настолько необходимо?

— Я всю жизнь учусь, и не боюсь в этом признаваться. Свои первые университеты я получила в хоре имени Пятницкого. У меня были замечательные учителя: Владимир Захаров, Анна Фуднева, Николай Кутузов — главный хормейстер в хоре Всесоюзного радио, который и по сей день является моим хорошим другом. Педагоги формировали мой музыкальный вкус. Я до сих пор считаю, что солисты, которые вырвались на “свободную” эстраду и поют самостоятельно, хоть на какое-то время, но обязательно должны возвращаться в хор. Чтобы почувствовать многоголосие, отшлифовать свой голос. Как это ни странно прозвучит, пение в коллективе очищает твой голос от ненужного “налета”, вырабатывает чистоту звучания... А то, что я, уже имея 20-летний стаж концертной деятельности, поступила в училище Ипполитова-Иванова, а затем и в институт имени Гнесиных, так это — течение жизни. А жизнь — это постоянное движение, познание чего-то нового. Теперь уже эти слова я говорю своим ученикам.

— Сейчас в ГИТИСе вы преподаете сольное пение. Однако принято считать, что великий игрок редко становится великим тренером. Или это не про вас?

— Но я ведь не тренер... Я стараюсь помочь молодым раскрыться, ведь каждый певец — индивидуальность. В моем ансамбле, например, есть солист — Михаил Кизин, прекрасный тенор. Он, кстати, является и замдиректора моего фонда. Так что молодые учатся и петь и управлять делом одновременно.

— Кроме всего прочего вы — заслуженная артистка Бурятской ССР, народная — Удмуртской, Азербайджанской и Узбекской. Что связывает вас с этими республиками, с этими народами?

— Я никогда не отделяла себя от своей страны — родилась в Советском Союзе, объездила с концертами все города и села — от Балтийского до Японского морей. И для меня одинаково дороги любовь и уважение зрителей разных национальностей. C удовольствием приезжаю и в малые, и в большие города, и в села, и в военные городки. И до сих пор не отказываюсь от таких предложений. Считаю, раз тебя приглашают, значит, люди в тебе нуждаются и им необходима твоя песня.

— Ваша профессиональная творческая деятельность началась еще в далеком 47-м году. Все это время вы являетесь примой отечественной эстрады. Как складывались отношения с руководителями страны?

— Сложно сказать, я никогда не подстраивала себя под то или иное время. Всегда жила и живу только сегодняшним, реальным днем. Честно говоря, меня не очень-то интересовало: нравлюсь ли я руководителям страны. Я вообще никогда не старалась понравиться кому бы то ни было. Это, кстати, касается и моей личной жизни. Нет, я не гоняюсь за славой и комплиментами. Наоборот, даже стеснялась фотографироваться с мировыми звездами, с которыми знакомилась на гастролях: с Чарли Чаплином, Марселем Марсо, группой “Битлз”... У меня, кстати, есть только одна фотография с Екатериной Фурцевой, министром культуры СССР, сделанная в конце 60-х. А ведь мы с ней очень дружили.

— Сейчас списки многих политических партий буквально испещрены фамилиями известных артистов. Вам поступали подобные предложения?

— Я не вмешиваюсь в политику. Считаю, каждый должен заниматься своим делом. А дело артиста — только искусство.

— Людмила Георгиевна, вас называют настоящей русской красавицей. И такое впечатление, что вы не меняетесь уже много лет. Никогда не возникало желания немного изменить имидж: распустить волосы или, наоборот, постричься?

— Я вам так скажу: не меняются только наши фотографии. Человеку свойственно изменяться — с годами набираешь мудрости, то, что казалось тебе очень важным, — отходит в прошлое. Но если бы мне предложили начать жизнь заново, я бы ни одной строки из этой песни не выбросила. Что же касается прически... Считаю, главное для певца — донести музыку людям, красоту русской песни. Зачем же при этом трясти волосами?! Вот если у артиста нет голоса, и за душой — ничего, тогда и изобретают “имидж”. Мне это ни к чему.

— А насчет репертуара? Не было желания хоть на время отойти от классического исполнения народной и эстрадной песни?

— Ну почему же, я пробовала себя в разных жанрах — пела в “Поэтории” Родиона Щедрина и Андрея Вознесенского. Это ведь было произведение для симфонического оркестра и женского голоса. В 1968 году комиссия ЦК партии хотела запретить исполнение этого произведения прямо перед началом концерта. Но мне удалось отстоять, и зрители долго не расходились после нашего выступления.

— У вас масса должностей при различных академиях и комитетах культуры. Неужели успеваете все совмещать?

— “Чтобы все успевать — надо рано вставать” — так ведь звучит наша русская поговорка?.. Конечно, у меня есть хорошие помощники. Но там, где от моего личного присутствия зависит решение важных вопросов, всегда бываю сама, даже если у меня в этот день температура. Это касается и выступлений. Как бы себя ни чувствовала, но если объявили концерт и я знаю, что люди меня ждут, — никогда не подвожу. Иду и пою! Делу нельзя изменять. Как, впрочем, и мужу. (Улыбается.)

— Известно, что у вас было четыре мужа. Какой мужчина должен быть рядом с Людмилой Зыкиной? С чем приходилось мириться вашим мужьям?

— Чтобы мириться, надо ссориться. А я предпочитаю мирную жизнь. Надеюсь, я ответила на ваш вопрос?

— Пусть будет так. Людмила Георгиевна, известно, что вы обладаете незаурядными кулинарными способностями. Какое коронное блюдо приготовите на свой юбилей?

— Да, я всегда любила приготовить что-нибудь вкусненькое. Главное, как говорила моя бабушка, накормить гостя, а потом уже разговаривать. Но, надеюсь, в свой юбилей мне не придется стоять у плиты... Хоть один-то раз в году можно?

— Безусловно. Что пожелаете себе в день рождения?

— Ну что принято желать в такие дни — здоровья. Думаю, это правильно — если есть здоровье, то сразу и работать хочется, видеть глаза любимых слушателей. Ну и, конечно, петь для них.


10 июня в 18.00 в Государственном музее-заповеднике “Коломенское” начнется большой гала-концерт, посвященный юбилею Людмилы Зыкиной с участием известнейших музыкальных коллективов и исполнителей. В их числе: Тамара Синявская, София Ротару, Роза Рымбаева, Тамара Гвердцители, Иосиф Кобзон, Дмитрий Гнатюк и другие. Вход — по пригласительным билетам. Однако организаторы предусмотрели резерв приглашений для посетителей ГМЗ “Коломенское”.

Всем гостям “Коломенского” 10 июня “МК” делает и свой подарок — льготную подписку на “Московский комсомолец” на 2-е полугодие 2004 года. Подписаться на самую популярную газету можно с 12.00 до 21.00 на главном входе в парк с просп. Андропова (здесь будет стоять мобильный подписной пункт “МК”), а также с 16.00 до 18.00 в палатке рядом с входом в зрительскую зону.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру