Жемчужина весом в тонну

Узбекский Ташкент в смысле мер безопасности стремится потягаться с американской Саванной. Саммит мало известной массам Шанхайской организации сотрудничества, где был и Путин, для здешних хозяев — событие мегамасштаба.


Но узбекская столица, конечно, не Саванна. Здесь нынче в моде стекло и бетон — здания с синими зеркальными окнами растут как грибы. Что же касается прочих сфер жизни, к примеру гастрономической, сейчас в Ташкенте в чести традиционная казы — колбаса из конского мяса. “Вы молодому своему человеку привезите”, — интригующе улыбаясь, посоветовал корреспонденту “МК” один из силовиков. И оговорился, что больше одного-двух кусков давать нельзя. “Тогда бежать придется — круче змеиного мяса действует”. А еще в Ташкенте у вас есть шанс обзавестись целой толпой неизвестных доселе родственников. Вместо традиционной “девушки” таксисты и официанты будут именовать вас исключительно “сестрой”.

В ходе нынешнего визита Путина нам неожиданно удалось выяснить некоторые вкусы и пристрастия первого лица Узбекистана. Ислам Каримов неравнодушен к внушительным полотнам с пейзажами. Среди невысоких сосенок и платанов в его резиденции возвышается гигантский щит — примерно 4х6 — с нарисованными на нем деревьями. А жемчужина резиденции — ковер с речкой весом в тонну.

Особенно четко проступило и другое пристрастие здешнего главы — к российскому финансовому присутствию. О смысле инвестиций в узбекскую экономику на сумму почти в миллиард долларов от российской нефтяной компании президент Путин поручил рассказывать ее главе Алекперову. Правда, отвечать на вопросы журналистов ему пришлось уже за территорией каримовской резиденции: местная охрана (!) почему-то сочла, что “прессуха” внутри — излишняя роскошь.

Тем не менее по подписанному соглашению теперь в течение 35 лет мы будем вместе добывать газ в Узбекистане. 80% необходимого персонала наберут среди местных жителей. Они этому, наверное, обрадуются — средняя зарплата в стране тысяч 60 цум (примерно $60). Льготы на коммуналку здесь отменили, и теперь все платят по полной, особенно дороги горячая вода и отопление. “Купить джинсы — 15 тысяч, турецкая рубашка — 9 тысяч”, — сетовал наш таксист Алишер. Из еды дешевле всего овощи-фрукты, а вот кило мяса стоит 2/3 обычной месячной пенсии. “Главная беда — у нас подоходный налог очень высокий — в несколько раз больше, чем в России”, — говорят ташкентцы. Но есть у местных жителей и свои поводы для оптимизма от активности государства, правда, в другой сфере — правоохранительной. Машину, как утверждают, тут можно бросать на улице хоть с открытыми дверями. “Магнитолу снимут, аксессуары снимут, а автомобиль в жизни не тронут. У нас за это чуть ли не 15 лет теперь дают”.

Что касается безопасности в широком масштабе, это вчера и было одним из главных вопросов очередного саммита ШОС, куда помимо традиционных участников пригласили и нынешнего лидера Афганистана. Китайский глава Ху Цзиньтао призвал бороться “с тройным злом — терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом”. Примерно к этому же призвал и киргизский глава Аскар Акаев. Свои позиции по ключевым вопросам лидеры собирались отразить в специальной Ташкентской декларации, которую планировалось подписать по итогам саммита.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру