Московский областной суд поставил точку в громком деле о жестоком убийстве 6-летнего Кирюши Каширина, жителя деревни Вялки Раменского района Подмосковья. 2 года назад маньяк-извращенец подловил мальчика на деревенской улице, когда тот на несколько минут остался без присмотра, сильно избил и затем надругался над ребенком. Сделав свое грязное дело, педофил задушил малыша. Чтобы скрыть следы преступления, убийца сложил маленькое тельце мальчика в рюкзак и кинул его в речку...
В свое время большую помощь в поисках преступника оказал “МК”: в фотороботе убийцы, опубликованном в нашей газете, житель подмосковного Жуковского узнал своего соседа. И не побоялся сообщить об этом в милицию.
По приговору суда убийца — 41-летний Олег Киркоров — на четверть века упрятан за решетку.
Когда в подмосковной деревне Вялки хоронили 6-летнего Кирюшу Каширина, плакали все, даже настоятель местной церкви, отпевавший мальчика. Глядя на изувеченное детское личико в синем гробике среди моря цветов, слезы наворачивались сами собой. Похоронных дел мастера очень старались “сделать” лицо Кирюши похожим на живое. Но им так и не удалось скрыть следы тех ужасных страданий, что выпали на долю малыша в последние минуты его жизни... Такая трагедия для родителей не имеет срока давности — время не лечит. Но теперь утешением отчасти им может служить то, что эта тварь — по-другому не назовешь! — на четверть века упрятана за решетку. Во многом торжеству справедливости помог “МК”, опубликовавший в свое время фоторобот убийцы.
— Фоторобот получился очень похожим, что на практике бывает довольно редко, — рассказывает зампрокурора города Раменского (там же находится деревня Вялки) Игорь Макаров. — Получилось так, что убийцу видели несколько свидетелей. По какому-то невероятному совпадению с ним разговаривал даже отец Кирюши, уже после того, как мальчик пропал. А одна женщина оказалась профессиональным художником-портретистом. Она очень точно по памяти нарисовала Киркорова...
Мы подробно писали об этом ужасном случае, но все же еще раз вернемся в тот день, 23 апреля 2002 г., учитывая результаты расследования и выводы суда.
Около 20 часов Алла Каширина, мама Кирюши, собралась отвести ребенка в гости к бабушке, своей матери, — та жила буквально на соседней улице. Мальчик взял с собой велосипед — ему разрешили покататься рядом с домом. Пока Алла у калитки разговаривала с матерью, Кирюша поехал вдоль улицы. Женщины не заметили, как ребенок скрылся из виду. Они спохватились лишь через 10 минут. Стали звать Кирюшу, кинулись по соседям...
Примерно за час до этого из расположенного рядом города Жуковского выехал на “прогулку” на своем горном велосипеде с рамой ядовито-желтого цвета 39-летний местный житель Олег Киркоров. Он направился в сторону деревни Вялки. И отнюдь не случайно. Несколькими днями раньше именно здесь и именно в это время Киркоров повстречал на автобусной остановке одинокую девушку, 17-летнюю студентку. Осколок бутылки в кармане, прихваченный с собой “на всякий случай”, помог велосипедисту подавить волю молоденькой красавицы. Приставив стекло к горлу жертвы, Киркоров раздел ее и изнасиловал в извращенной форме.
Студентке все же удалось вырваться, когда маньяк “сделал дело” и слегка ослабил хватку. А вскоре прокуратура уже разыскивала насильника с “отвратительной внешностью дебила и несвязной шепелявой речью”, как его описала потерпевшая.
Приманкой стал “дядин” велосипед
Киркоров тогда не знал, что его приметы уже фигурируют в уголовном деле. Но чувствовал, что жертв нельзя оставлять в живых. Когда он проезжал по тихой деревенской улице, его взгляд уперся в детскую спину — впереди ехал маленький мальчик.
— Хочешь, прокачу тебя на своем велосипеде? — прошепелявил Киркоров.
Общительный малыш, которого любили и баловали все взрослые в деревне, долго не раздумывал, взглянув на большой красивый “дядин” велосипед с яркой желтой рамой...
Они доехали до заброшенного сарая на берегу речки Вьюнка — всего каких-то 300 м от дома Кашириных. Киркоров завел мальчика внутрь и тут же стал его избивать — позже экспертиза сбилась со счета, фиксируя следы побоев на голове и теле Кирюши. С уже обмякшим телом малыша садист совершил акт мужеложства.
После сделанного Киркоров не задавался вопросом — убивать или не убивать. Он накинул на шею ребенка лямку от найденного здесь же рюкзака и затянул петлю. Тело мальчика он сложил в тот же рюкзак, вынес его на улицу и бросил в речку. Затем спокойно сел на велосипед и поехал домой. По той же самой улице, где встретил Кирюшу.
В это время пропавшего ребенка уже искали довольно активно.
— Вы не видели тут 6-летнего мальчика на велосипеде, в синей шапке и синей куртке? — остановил Киркорова мужчина средних лет.
— Видел. Он был с какими-то ребятами, тоже на велосипедах, и они поехали во-о-он туда, — Киркоров врал убедительно, махнув рукой в сторону, противоположную от сарая.
— Спасибо, — поблагодарил мужчина.
Это был отец Кирюши, Алексей Каширин.
Если бы он знал тогда, что этот невозмутимый велосипедист — убийца его сынишки... Не знал, не почувствовал. Даже предположить не мог, что его Кирюше может кто-то навредить.
Каширин искал Кирилла и там, куда махнул странный незнакомец, и на берегу злосчастной речки, и в сарае... Но сына нигде не было.
Между тем уже совсем стемнело, а родители Кирюши продолжали поиски. Да что там, искала вся деревня! Потом подключилась и милиция. К утру местные власти даже прислали солдат. Казалось, не осталось места, где бы не искали мальчика — и в новых домах, и в лесопосадках, и в оврагах. Последняя, кто видел ребенка, была соседка Кашириных. Она сказала, что вслед за мальчиком проехал мужчина в черной бейсболке на велосипеде с яркой желтой рамой...
Кирюшу нашли спустя почти сутки после исчезновения. Примерно в 17 часов Алексей Каширин, в который раз бродя по злополучному берегу у сарая, наткнулся на знакомую, едва заметную в земле синюю шапочку. Потом, поглубже в овраге, увидел велосипед, а рядом — в канале у речки — куртку Кирюши. Он прыгнул за ней в воду, потянул и вынул брезентовый рюкзак...
Разыскивается дебил
27 апреля 2002 г. в “МК” был напечатан фоторобот убийцы с просьбой ко всем, кто может помочь в поисках преступника, позвонить по указанным телефонам в милицию. Приметы были весьма выдающиеся: “На вид 35 лет, рост 170—175 см, волосы черные, голова большая, глаза на выкате, лицо круглое, красного цвета, уши большие, оттопыренные, речь быстрая, визгливая, шепелявая. Особая примета: ярко выраженная дебильность. Может ездить на велосипеде”.
— 1 мая в УВД города Жуковский обратился гражданин, сказавший, что фоторобот очень похож на его соседа Киркорова, — рассказывает Игорь Макаров. — Совпадало и то, что у Киркорова как раз есть горный велосипед с рамой желтого цвета. Операцию по задержанию предполагаемого убийцы провели сразу же. Тут надо отдать должное сотрудникам УБОП по Московской области, которые действовали быстро, четко и грамотно.
В тот день Киркоров находился дома — вместе с отцом он отмечал День труда. Появление сотрудников милиции стало для него полной неожиданностью.
— Квартиру не брали штурмом, дверь открыл отец Киркорова, правда, после долгой паузы, — продолжает Макаров. — Сразу же в коридоре оперативники наткнулись на велосипед с желтой рамой, а самого Олега Киркорова нашли на балконе, где он пытался спрятаться.
При задержании убийца сопротивления не оказал. Однако в здании Раменского УВД, когда его привезли на первый допрос, он попытался сбежать: выскочил в открытое окно кабинета, находящегося на 3-м этаже. К счастью, под окнами оказался козырек подъезда. Киркоров отделался легкими ушибами и резаными ранами. Его даже не стали госпитализировать.
Но первые допросы ничего не дали — задержанный полностью отрицал свою вину. Да, он был в день убийства мальчика в Вялках, но никакого отношения к этому происшествию не имеет — он якобы там просто катался, поскольку в деревне “дороги хорошие и рельеф местности подходящий” для поддержания спортивной формы.
— Ситуация была очень сложная, — вспоминает зампрокурора. — У нас на него, по сути, ничего не было. Попытку побега, косвенно подтверждающую его виновность, он объяснял тем, что, мол, испугался милиционеров, которые якобы собирались его бить. Свидетели опознали? Так он и не отрицает, что был в Вялках... А ведь существует срок, в течение которого необходимо предъявить обвинение. Иначе что? Выпускать на свободу?
Следователи прокуратуры начали снова методично опрашивать всех, кто мог видеть Киркорова вместе с мальчиком. В итоге нашлись свидетели — мать и дочь, жительницы деревни, — которые видели Кирюшу в обществе Киркорова. И именно в том месте, у сарая, где потом нашли труп ребенка.
Киркорову по совокупности собранных доказательств предъявили обвинение, но даже после этого он не признался в убийстве. Зато ему трудно было отвертеться от другого преступления — изнасилования студентки. Это дело подняли, когда проверяли причастность задержанного к аналогичным случаям (ранее он был судим за кражу). На очной ставке девушка без труда опознала в Киркорове того самого насильника.
Последнее доказательство
Несмотря на “ярко выраженную внешность дебила” и шепелявую речь, Киркоров не состоял на учете в психдиспансере. Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза также подтвердила, что он вменяем. По словам его отца (мать Киркорова умерла много лет назад), Олег вроде не имел никаких подозрительных наклонностей. К тому же у него есть жена. Детей, правда, они не нажили. Да и откуда им взяться, если живут супруги гражданским браком. Он — в Жуковском, она — в Англии. То ли в командировке, то ли работает там контракту. По профессии жена Киркорова — биолог. Кстати, когда она узнала об аресте мужа, тотчас же наняла для него первоклассных адвокатов.
Сам Олег до ареста официально нигде не работал. Раньше на жизнь зарабатывал частным извозом, пока по пьянке не отобрали права.
— На всем протяжении следствия Киркоров не признавал свою вину, — говорит зампрокурора. — Нам вообще предрекали: мол, это дело до суда не дойдет. И здесь надо отдать должное следователям прокуратуры — Михаилу Милушову и Сергею Хенкину. Помимо сложностей с доказательной базой им было трудно и чисто психологически. Киркоров же вел себя очень грубо, вызывающе. На допросах устраивал скандалы, отказывался знакомиться с материалами дела. Его даже адвокаты просили вести себя более прилично, но он и на них не реагировал.
19 июня 2002 г. Киркоров при конвоировании его в ИВС Люберецкого УВД попытался сбежать из-под стражи. Сотрудникам конвойной службы даже пришлось в него стрелять — трижды. К счастью, ранения он получил неопасные, и в тюремной больнице его быстро поставили на ноги.
— В такой нервной обстановке работать следователям было очень сложно, но они все же поставили жирную точку в этом деле, — гордо продолжает Макаров. — Они помимо множества экспертиз назначили еще и биологическую экспертизу — на одежде и теле погибшего ребенка нашли волосы, которые при анализе показали: они принадлежат Киркорову...
Родители Кирюши ждали возмездия 2 года, пока убийца умышленно затягивал расследование и судебный процесс. Они требовали для Киркорова смертной казни. Гособвинитель просил пожизненное заключение. Судья вынесла приговор — 25 лет.
Если Киркоров когда-нибудь и выйдет на свободу, вряд ли сможет представлять опасность для общества.
Кирюша был единственным и долгожданным ребенком в семье Кашириных. Алла и Алексей, коренные жители деревни Вялки, мечтали о нем целых 7 лет. Поэтому когда 30-летняя Каширина родила, праздник был во всей деревне.
Естественно, Алла без памяти любила своего сына. Она и на работу-то вышла лишь недавно, когда мальчик подрос — в том роковом году он готовился пойти в 1-й класс...