Известное дело: всякий праздник — он праздник только для гостей, а для хозяев — море забот, беготни и нервов. Площадка “Караул” в Лужниках на празднике нашей газеты в этом смысле не стала исключением. В порядке подготовки и организации она была обильно полита потом и кровью военного отдела “МК”, который в минувшее воскресенье уже сильно смахивал на свадебную лошадь: шея в бубенчиках, задница в мыле. И только сейчас, когда праздник закончился и все получилось, и срослось, и вышло как было задумано, мы увидели, что пахали не зря. Так много народу получило истинное удовольствие на площадке “Караул”, так бурно выражали свой восторг и благодарность, что мы готовы делать ее снова и снова — лишь бы порадовать вас, дорогие читатели, лишь бы показать вам живьем такое мощное оружие и таких профессиональных воинов, каких просто так на улице не встретишь.
“Прошу” — было ключевым словом, с которым мы во время подготовки обращались к военным. Мы просили о помощи тех, кого в нашей газете часто критикуем, за что им здорово попадает от начальства. Сейчас от них же ждали помощи. И совсем не факт, что могли дождаться.
Первым нам ответил командующий войсками Московского военного округа генерал армии Иван Ефремов. “Я такой резолюции еще никогда не видел, — удивлялся начальник пресс-службы МВО Виталий Гусак, — обычно он пишет: “Согласен”, а тут всем службам приказано: “Организовать работу и подготовить мероприятие на самом высоком уровне!”
Приказы в армии, к счастью, пока еще не обсуждаются, а выполняются, поэтому на “рекогносцировку на местности” (так назвали военные нашу встречу) приехал заместитель командующего округом генерал-майор Евгений Веселов и тут же взял власть в свои руки.
На схеме площадки, словно на карте боевых действий, он обозначал крестиками и стрелками, откуда будут выезжать БТРы и на какие позиции отступать. Все это сильно смахивало на военный совет. И похоже, его участники были уверены, что нам, журналистам, нельзя доверять такое серьезное дело, как праздник “МК”:
— Товарищ генерал, — предлагали мы, — а давайте пошумим: постреляем, повзрываем! Народ услышит и с других площадок сразу прибежит к нам.
— Может, прибежит, а может, и убежит, — рассуждал генерал. — Время сейчас такое, что взрывы могут принять за нападение террористов. Так что народ пугать не будем: постреляем, повзрываем, но аккуратно.
Почему военные так близко к сердцу приняли наш праздник и так живо откликнулись? Они отвечали примерно так: “А чему вы удивляетесь? “МК” — наша газета. Мы вас постоянно читаем. Когда ругаете других, кажется, что все правильно, а когда ругаете нас — конечно, обижаемся. Но в конце концов тот, кто критикует, не всегда враг. Опаснее тот, кто лицемерит и приукрашивает”.
В процессе подготовки развернулось легкое соперничество: кто эффектнее покажет себя на нашем празднике. ВДВ хотели сбросить десант, разведрота Таманской дивизии готовила пиротехническое шоу, железнодорожники ставили палатки-бабочки, а войска ПВО решили всех удивить комплексом С-300 “Фаворит”.
Справка “МК”. “С-300” — зенитный ракетный комплекс системы ПВО. Защищает страну от воздушного нападения. “Фаворит” — новейшая модификация “С-300”. Способен сбивать крылатые ракеты, невидимые для других средств ПВО. Аналогов ему не создано ни в одной стране мира. На вооружении российской армии имеется только два комплекса “Фаворит”. Еще два комплекса несколько лет назад у нас приобрели китайцы.
Когда до праздника оставалась всего неделя, начались неприятности. В главном штабе ВВС с формулировкой “нецелесообразно” вдруг запретили участие в празднике “С-300”. Спасти ситуацию мог лишь главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов. Но своими публикациями мы попортили ему столько крови, что надежд на его поддержку было мало.
“Фаворит” показывали в основном иностранцам — потенциальным покупателям, но мы считали, что читатели “МК” имеют не меньшее право его увидеть. Ведь они — налогоплательщики, именно на их деньги создавалось это лучшее в мире оружие. Выслушав наши горячие доводы, главком ВВС сдался: “Ладно, что с вами поделаешь, пусть москвичи увидят оружие, которое их охраняет”, — и о формулировке “нецелесообразно” все сразу забыли.
Мы торжествовали, но неожиданно выяснилось, что для того, чтобы военная техника выдвинулась в центр города, теперь требуется целая куча разрешений: МВД, ГИБДД, ФСБ, ФСО...
— А как вы думали? — говорили нам. — Времена изменились. Что, если ваши БТРы или “С-300” вместо того, чтобы ехать в Лужники, прямиком отправятся в Кремль?
— Но они же — свои и оружие у них учебное!
— Учебного оружия не бывает — оно всегда боевое. Так что еще подумаем...
Больше всего опасений вызывала Федеральная служба охраны. Мы были уверены, что там сидят люди, которые умеют говорить только “нет”. Выброску парашютистов-десантников там нам уже запретили. Теперь мы с ужасом ждали очередного отказа. Но на шестой день нервотрепки и отчаяния раздался телефонный звонок. Приветливый мужской голос сообщил: “Беспокоит ФСО. Игорь Валентинович, помощник секретаря по согласованию сопровождения транспортных средств”. Он вежливо попросил, нельзя ли уточнить маршрут — с тем, чтобы побыстрее решить наш вопрос. Мы опешили. “Да вы не волнуйтесь, — продолжал приятный голос, — все будет хорошо, поможем. Мы вовсе не собираемся срывать праздник, ведь мы тоже — ваши читатели”. Никто из нас не ожидал, что в организации с шипящим названием ФСО служат столь любезные люди. Теперь-то уж точно “Караул” был обречен на успех!
Наступило воскресенье, 27 июня. Первым в туманной утренней дымке на площадку прибыл “С-300”. Чтобы не мешать движению на автостраде, из Подмосковья до Лужников комплекс добирался ночью. Затем из Таманской дивизии пришли БТРы, а вот полевые кухни из Теплого Стана почему-то не пропускала московская ГАИ. Гости “Караула” могли остаться без солдатской каши.
Помог начальник ГИБДД Москвы Сергей Казанцев. После его звонка кухни прибыли в Лужники через 20 минут. Как за такое время им удалось добраться из Теплого Стана — осталось загадкой. Видимо, “реактивные кухни” — это еще одно ноу-хау российской армии.
К десяти утра стали подтягиваться гости. Сначала — бабушки, которых интересовало, когда начнут раздавать кашу, потом — интеллигентного вида мужчины, желавшие увидеть “С-300”. Чуть позже потянулась еще сонная молодежь. Постепенно людей собралось столько, что бывалые участники праздника удивлялись: “Столько народу на “Карауле” не было еще никогда”.
Ровно в 12.00 взметнулась сигнальная ракета, и “Караул” стартовал. На площадку вышли оркестр штаба Московского военного округа “Московские фанфары” и рота почетного караула 154-го отдельного комендантского полка. Программу, которую они демонстрировали, обычно показывают только Путину на Красной площади. Оркестр, выписывая на асфальте сложнейшие геометрические фигуры, одновременно играл то марши, то джаз, то вальс. “Не стесняйтесь, — приглашал ведущий “Караула” майор Олег Кржижановский, — танцуйте!” И пары закружились в вальсе...
Лирическую картинку нарушило выступление десантников. Битые кирпичи, бутылки, бревна разлетались от их торсов и голов по всей площадке. Зрители были в восторге, десантники — в синяках и в крови.
— Скорее вытрите кровь! — волновался Сергей Когель, подполковник из пресс-службы округа. — Здесь же фотокорреспонденты, они все снимут, а потом напишут, что тут были кровавые драки...
— Парень, что ж ты голову так не бережешь? — ухмылялся капитан ПВО. — Голова — инструмент тонкий, ей думать надо, умной техникой управлять, а ты по ней кирпичом... Мы тебе сейчас покажем, как головой работать можно!
Тут вдруг послышалась стрельба, взрывы, повалил густой дым, загудели моторы, и БТРы двинулись по кругу, на ходу забирая на броню разведгруппу Таманской дивизии. С боевыми криками разведчики крушили условного противника и в экстазе победы поедали живых лягушек.
Заглушая и крики разведчиков, и писк несчастных земноводных, загудела сирена. “С-300” подался вперед. Закрутился локатор, ракеты приняли боевое положение. Казалось, вот-вот прозвучит “пуск!” — и, как шутят ракетчики над картой, “неси ластик, стирай вот этот населенный пункт”. Но боевых ракет в контейнерах, конечно же, не было, поэтому 46-тонная махина со скоростью летящей ласточки лишь совершила круг почета.
К этому времени как раз подоспела каша. Зрители забыли про нее лишь с первыми аккордами песни в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Московского округа. Артисты ансамбля в этот день практически совершили подвиг, которого даже никто не заметил. Сцена вся была заставлена звуковыми колонками и покрыта скользким пластиком, на котором танцоры могли поломать ноги. Любой коллектив вправе был бы просто развернуться и уехать, но заслуженный артист России полковник Александр Вашкин сказал: “Ладно, только для “МК” — если уберете стекло и битые кирпичи, станцуем прямо на асфальте”.
На празднике много чего делалось только для “МК”. Звезды музыкального спектакля “Воины духа” Теона Дольникова, Павел Смеян, Юрий Мельников, Александр Голубев, Алексей Бобров и Андрей Гусев думать забыли о своей звездности и только для “МК” на жаре терпеливо ждали выхода, и переодевались прямо на газоне за сценой. Они поставили жирный восклицательный знак в работе площадки. Под их песню “Армия, это я!” в пляс пустились даже грудные младенцы и вековые бабушки. “Воины духа”, что тут говорить!
После праздника мы сидели в машине, которую офицеры называли топопривязчиком. Командир полка “С-300” Евгений Бармотин рассуждал: “Когда на рассвете “трехсотка” ехала по городу, прохожие столбенели, водители выходили из машин. А почему? Москва нас видела впервые! Еще ни разу не было такого, чтобы “С-300” пересекл Кольцевую дорогу. А сколько народу его сегодня посмотрело!.. Так хочется, чтобы про нас знали те, кого мы защищаем!
Если в следующем году пригласите, то мы для вас на “С-300” вальс исполним, а таманцы нас боем поддержат. Мы с ними уже договорились”.
Так что, дорогие читатели, обязательно приходите к нам на “Караул” в следующем году. Будет еще круче!
Благодарим ООО “Компания НьюКом” — официального дилера концерна Alfred Karcher GmbH&Co.