Новые русские улетят на небо

Московские пробки достали всех. Но пока простые водители лишь мечтают о временах, когда над ними можно будет летать, маниловы из мэрии пишут. Вот — написали концепцию развития авиатакси, идея создания которого витает в воздухе уже несколько лет. Сегодня ее рассмотрит городское правительство. И как уверяют разработчики, уже через два года самые новые русские смогут летать из дома до работы или подмосковного коттеджа на вертолетах.


Как заявил на днях заммэра в правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе, служба авиатакси должна заработать к 2006 году. В первую очередь “крылатые шашечки” свяжут столицу с крупными (более 200 домов) коттеджными поселками, где построят мини-аэропорты. Но при этом почему-то подразумевается, что, добравшись до МКАД на автомобиле, человек бросит его, пересядет на самолет или вертолет (которые будут летать каждые пять минут) и полетит на дачу. Первые взлетно-посадочные полосы планируется “разбить” на пересечении МКАД с 4—5 основными автомагистралями. Кроме того, как удалось выяснить “МК”, есть идея оснащать площадками для авиатакси аэропорты, гостиницы, а возможно, и некоторые офисы в центре города. Есть также вариант проложить воздушный коридор от будущего Москва-Сити по Краснопресненской набережной мимо Тушина к “Шереметьево” и далее за МКАД.

Власти не скрывают, что новый вид общественного транспорта рассчитан на VIP-публику. Шутка ли: примерная стоимость билета от МКАД до коттеджа, расположенного в 10—30 км от столицы, — 75—150 долларов. Впрочем, в авиакомпаниях считают: такие перелеты вряд ли будут рентабельными. Так что цены на авиатакси могут стать фантастическими — до нескольких тысяч долларов. И тогда даже сверхновым русским выгоднее будет ездить за город на автомобиле.

И хотя программа развития авиатакси пока еще детально не разработана, уже просчитана примерная стоимость проекта — около 400 млн. долларов. А в прошлом году, приступив к исследованию рынка этих услуг (на которое выделили 2,4 миллиона рублей), эксперты поняли, какой “летающий геморрой” ждет их впереди.

Москва оказалась единственной из мировых столиц, полеты над которой запрещены без специальной санкции Генштаба, ФСБ и ФСО. Даже медикам иногда проблематично перевезти человека на срочную операцию на вертолете. А уж если никакой срочности нет, разрешения иногда приходится ждать по две-три недели. Это сказали обозревателю “МК” в одной фирме, которая занимается подъемом на вертолетах грузов на верхние этажи многоэтажек. Кроме того, пока в столице нет ни правил, ни законов, ни лицензий для коммерческих полетов малой авиации, а строительство вертолетных площадок не регламентировано строительными нормами.

— К нам сейчас часто обращаются фирмы с вопросом: имеет ли смысл строить у себя вертолетную площадку? — сказал “МК” источник в транспортном департаменте Москвы. — А вдруг из этой идеи ничего не выйдет? Или вдруг площадки разрешат размещать только на гостиницах?

Источник также сообщил, что пока нет не то чтобы конкретных адресов будущих взлетно-посадочных полос и вертолетных площадок — даже толком не продуманы маршруты. Так что появление авиатакси в ближайшие два года — нечто из области фантастики.

Еще одна проблема: в городе нет системы слежения за авиаперевозками, которые будут происходить на малой высоте (они не попадут в зону действия локаторов). А ведь в целях безопасности нужно следить за авиатакси вплоть до посадки. Так что придется скорее всего создавать специальный центр управления полетами над Москвой...

Как сообщил наш источник, есть вариант использовать для пассажирских перевозок вертолеты легкого и среднего класса (на 3—12 человек) и самолеты малой авиации. Если идея выгорит, власти скорее всего сделают ставку на известную отечественную компанию “Камов” (что в Люберцах), на вертолетах которой сейчас летают пожарные и эмчээсники. Вертолеты “Камов” имеют уникальные винты, что делает их более маневренными и компактными.

А что касается услуг, которые будут предлагать авиатакси будущего, то тут все зависит только от фантазии и кошелька клиента. Если полеты над Москвой все-таки разрешат, бизнесмены смогут летать и на собственных вертолетах. Главное, чтобы они были надежными и не создавали опасности для горожан. Ну а прототипы авиатакси уже существуют. Некоторые коммерческие авиапредприятия давно предлагают услугу заказа самолета для полетов в другие города. Планируется даже связать Москву сетью авиатакси с маленькими российскими городами, с которыми нет воздушного сообщения: Ярославлем, Калугой, Брянском, Тулой, Курском и Белгородом...

Впрочем, что говорить о такси летающем, если решить проблемы даже с наземным у столичных властей пока что не получается. Видимо, поэтому им и приходится витать в облаках.


СПРАВКА “МК”.

60% рынка авиатакси приходится на США. Авиатакси есть даже в Киеве. По решению мэра Екатеринбурга богатые горожане в течение года-полутора должны пересесть с машин на вертолеты. А вот полеты над Нью-Йорком недавно запретили — после нескольких аварий вертолетов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру