Где прокололись спецслужбы?


Может быть, поэтому так противоречива информация даже официальных представителей штаба и прокуратуры. В итоге же возникает ощущение, что от нас опять что-то пытаются скрыть: занизить число жертв, запутать сведения о террористах...

Замгенпрокурора России Сергей Фридинский подтвердил, что в состав бандгруппы входили представители различных национальностей: чеченцы, ингуши, казахи, арабы, славяне. Работа по установлению их личностей продолжается.

Считается, что финансировал захват один из идеологов ваххабизма — Абу Омар Мохаммед ас-Сейф, который является представителем и финансистом “Аль-Каиды” в Чечне. Еще в 2001 г. дважды появлялось сообщение, что этот сподвижник Хаттаба мертв. К сожалению, это оказалось неправдой.

До сих пор непонятно, кто руководил боевиками — Доку Умаров или Магомед Евлоев. Но труп вожака с шитыми генеральскими погонами найден. Один из подростков-заложников по фотографии якобы опознал Умарова. Официальных комментариев на этот счет пока не последовало.

Погибли 10 спецназовцев “Альфы” и “Вымпела”. В основном когда спасали детей. Получили ранения четверо сотрудников республиканского ОМОНа Северной Осетии. Всего в госпитале во Владикавказе находится 18 раненых сотрудников силовых структур.

Источник в правоохранительных органах рассказал “МК”, что боевики посетили еще две местные школы. Но, судя по всему, те им “не приглянулись” — выбрали школу №1. Рядом с ней находятся все стратегически важные для Беслана объекты — городская администрация, дом культуры, здание ОВД, железнодорожная станция. Сейчас следователи допрашивают всех, кто делал ремонт.

За минувшие сутки в различных районах Чечни сотрудниками силовых ведомств задержаны близкие родственники Аслана Масхадова, Шамиля Басаева, Доку Умарова и других полевых командиров. Согласно распространенной информации, лидеры сепаратистов якобы планировали организовать теракты в отношении своих близких, чтобы затем возложить вину на российских военных. Вряд ли это так. Скорее всего таким образом их просто вынуждают сдаться. Весной этого года подобную “явку с повинной” совершил полевой командир Магомед Хамбиев. Это произошло после того, как силовики взяли в заложники более 40 его близких родственников.


Олег ФОЧКИН.


Это главный вопрос, который возник у каждого, кто не отходил от телевизора все последние дни. Разве наших силовиков извиняет то, что действовать им пришлось спонтанно, без четко продуманного плана? Ведь количество жертв — огромно. А значит, они не смогли предотвратить смерть сотен заложников.

Вот что думают об этом эксперты “МК”.


Эркибек АБДУЛЛАЕВ, ветеран группы “Вымпел”, участник многих спецопераций:

— Как всегда, к месту захвата стянули все возможные силы и средства. И то, что освобождение заложников произошло именно так — без подготовленного штурма, — только к лучшему, как ни кощунственно это звучит. Именно из-за неожиданности ситуации большинство заложников спаслось. А если бы состоялся подготовленный штурм — часа в два ночи — полегли бы все: и заложники, и террористы, и группа захвата.

Ведь террористы именно штурма и ждали. Поэтому-то по всему зданию и были расставлены очень хитроумные ловушки. Пока наши продвигались бы по школе, осуществляя поэтапно зачистку, часть террористов затаилась бы в спортзале. И как только наши вошли бы — те подорвали бы все заряды.

Почему некоторые террористы смогли прорваться через оцепление, тоже понятно. Началась паника, люди рванули на улицу. А там стояла толпа родственников, между прочим, вооруженных — это же Кавказ. Мужики все бородатые — так в кого стрелять? Положить можно было и своих, и чужих.

Судя по всему, на машинах приехали не все террористы. И теперь сказать, сколько их было на самом деле, довольно сложно. Скорее всего в каждой машине ехало по одному отделению, то есть по 7—10 человек. Остальные пришли на праздничную линейку заранее и стояли в толпе родителей. Они слушали все разговоры, просчитывали возможность сопротивления. И уже после захвата, наверное, вычисляли, кто из мужчин может попытаться вырваться. Глазами показали террористам, кого брать. Тех и расстреляли в первую очередь. Таким образом, был сразу выбит весь боеспособный состав заложников.

И увести из зала могли сообщников вместе с заложниками. А потом те уже переоделись и слились с общей массой террористов. Я думаю, что в итоге ни одному террористу уйти не удалось. Даже спецназ там в общем-то был не нужен. Местное население оказалось настолько озлоблено, что само добило всех бандитов, вылавливая их поодиночке.


Владимир КУМАЧЕВ, вице-президент Института национальной безопасности

и стратегических исследований:

В Москве после штурма на Дубровке были претензии к силовикам по поводу использования отравляющих веществ. Но, по-моему, при таком методе штурма в Беслане жертв могло быть меньше, чем это получилось в итоге. Конечно, жертвы все равно были бы — нужно учитывать ослабленное состояние людей. Но в данной ситуации применение газа выглядело наиболее разумно. Тем более что расположение боевиков было известно. Да, существовала сложность: школу окружали не только родственники и журналисты, но и бандиты, которые докладывали обстановку снаружи. Но, я думаю, газ не использовали снова, потому что просто боялись очередных претензий.

В целом же пока еще слишком много вопросов. Например, кто взорвал крышу? Есть мнение, что наши спецслужбы. Еще меня изумил такой факт: школа окружена, весь город вышел на улицы, а три группы боевиков спокойно куда-то уходят. Как так?

Что касается террористов, было понятно, что они не остановятся, уже с того момента, когда они расстреляли здоровых мужчин, которые могли оказать сопротивление. Об этом говорит и то, что они не выдвигали конкретных требований, лишь очень общие, — а без них вести переговоры невозможно. Это уже идет война.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру