Фрейндлих стала мальчиком

Геббельс всех обманул

Вот уже неделю идет Чеховский фестиваль. Его первая семидневка отмечена взлетами, падениями и новыми технологиями. Если взлетел высоко, то приложился тоже изрядно. Но лучше все по порядку.

Алиса в розовом

“Оскар и Розовая дама” (театр Ленсовета, Санкт-Петербург, режиссер Владислав Пази).

Этот спектакль побил все рекорды по спросу на билеты — разлетелись моментально. Причину ищи в исполнительнице главной роли — Алисе Фрейндлих. Москва Алису любит и готова с ее участием смотреть все. А тем более такое: пьесу Эрика-Эммануэля Шмита со страшной темой — девятилетний мальчик умирает от рака крови. Мальчика играет Фрейндлих, которая в прошлом году отметила серьезный юбилей. Кстати сказать, “Оскара” Шмит написал для знаменитой французской актрисы Даниэль Дарьё к ее 80-летнему юбилею.

Впрочем, на спектакле Фрейндлих на глазах у публики производит раздвоение собственной личности: с одной стороны, она мальчик, с другой — его сиделка, пожилая дамочка с черным юмором по прозвищу Розовая Мама. Наблюдать, как один переходит в другого, и пытаться уловить этот момент — дело совершенно безнадежное: работа актрисы филигранная.

У этого спектакля гуманная миссия — он не боится говорить с обществом о том, что стараются не произносить вслух: смерть детей, одиночество родителей, теряющих больных детей. Не случайно, что в петербургском театре на “Оскаре и Розовой даме” присутствуют люди, чьи дети неизлечимо больны.

Зрелище не для людоедов

“Эраритжаритжака” (Театр Вид-Лозанн Э.Т.Е. (Швейцария), режиссер Хайнер Геббельс).

Уникальный случай — на поклонах свою порцию аплодисментов наравне с другими получает кинооператор. Уже поэтому спектакль с диковинным названием “Эраритжаритжака”, где кто-то кого-то жарит, идет первым в номинации “самый экзотичный и загадочный спектакль”. Не говоря уже о других его достоинствах.

А ведь все начинается как камерный концерт: в черном кабинете сцены струнный квартет (“Мондриан”) из Амстердама усердно “выпиливает” Баха, Равеля, Шостаковича и музыку самого режиссера Геббельса. Его звук обрывает пожилой мужчина — персонаж без имени и судьбы, а с набором просто текстов. О словах и фразах, которые могут лежать рядом и даже вступать в позволительно-непозволительную близость, о преимуществах животных перед людьми и дирижера перед музыкантами. Причем парадоксальные, поэтичные и остроумные одновременно тексты лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти мужчина (актер и режиссер Андре Вильмс) произносит, нависая над игрушечным домиком. А потом происходит самое неожиданное: мужчина надевает плащ и уходит из зала. По пятам за ним следует человек с камерой, изображение с которой тут же проецируется на стену вдруг подросшего дома.

Камера транслирует, как мужчина без имени идет по Садовому кольцу, задевает плечом прохожих, входит в подъезд… Вот он уже в квартире, жарит омлет и закусывает его рассуждениями о том, что такое общество. У него множество версий на этот счет. Но в какой-то момент публика обнаруживает, что ушедший со сцены мужчина все это проделывает в доме на сцене же. Музыканты продолжают играть, а зрители пытаются разгадать техническую интригу: когда же он вернулся и почему никто не засек этого момента?

Вот образец грамотного и остроумного использования видеотехнологий в театральном деле. Но самое ценное то, что помимо технологического фокуса “Эраритжаритжака” — продукт из редко сочетаемых ингредиентов: интеллектуальности, поэтичности и чувственности. А совсем не людоедский, как это может показаться из названия. Браво театру из Швейцарии!

Сказочная расчлененка

“Ан-дер-сен” (копродукция фестиваля Чехова и юбилейного фонда “Х.К.Андерсен-2005” (Дания), режиссер Ольга Субботина).

Это датский спектакль в том смысле, что сделан к круглой дате — 200-летию великого сказочника, между прочим, датского. Задействованы силы двух стран: актеры российские, постановочная группа — смешанная. Режиссер и художник по костюмам — наши, сценограф и композитор — датчане. Совместное произведение оставляет более чем странное впечатление, которое можно свести к одному слову: претензия, и не более того. Претензия, начавшаяся на старте работы с расчленения фамилии великого сказочника, имеет свое продолжение во всем. В том, как разобрана биография Андерсена, как оформлены сцена и костюмы. Претензия живенько скачет по жизненной дорожке сказочника от рождения до…, впечатляя разве только тем, что режиссер энергично развел мизансцены. Вот малолетка Андерсен (симпатичная работа подростка Александра Костричкина) самонадеянно заявляет, что его родной город еще будет гордиться тем, что он здесь родился, вот наивно отдает последние талеры жуликам, а вот чувственно плачет в домах богатых горожан. Причем рассказ о похождениях юного Андерсена идет от лица взрослого Андерсена (Артем Смола), но данный ход вносит только суету в и без того перегруженное действие. Единственным изяществом данного спектакля является Илзе Лиепа — она пластична и царственна.


Афиша фестиваля

Что стоит посмотреть в ближайшие дни

Спектакль японского театра Но — “Вор дыни”. Его играют 8 июня во МХАТе им. Горького.

В экспериментальной программе — один из интереснейших польских театров “Вспулчесне” (то есть современный) показывает очень стильный спектакль “Игры” (режиссер Редбад Клинстра). Он будет показан 8 июня в центре им. Мейерхольда.

“Смерть Эмпедокла” представляет парижский театр “Картель”. Ее играют 8 и 9 июня в Школе драматического искусства на Сретенке.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру