За спиной у президента

“Думаю, на Путина готовились покушения”

Охрана первых лиц государства — тайна за семью печатями. До 1991 года безопасность генсеков и высокопоставленных политиков обеспечивало 9-е Управление КГБ СССР. Сегодня — ФСО. Но работа Федеральной службы охраны, конечно же, построена на многолетнем опыте легендарной “девятки”.

Дмитрий ФОНАРЕВ служил в Комитете госбезопасности с 1981 года. Он охранял Андропова, сопровождал Горбачева. Сегодня Дмитрий Николаевич — президент Национальной ассоциации телохранителей России.

Он раскрыл нам некоторые секреты “охранной кухни”.


— Не поверите, но даже наши западные коллеги уверены, что российская система безопасности первых лиц государства — лучшая в мире, — рассказывает Дмитрий Фонарев. — Судите сами: у нас почти все заговоры раскрывались на стадии их подготовки. В то время как на Западе был не один случай покушения, причем с летальным исходом.

— И в чем же отличие нашей охранной структуры от западных?

— В России первым лицам обеспечивает безопасность одна структура — ФСО. Раньше — девятое управление КГБ. То есть вся информация централизованная, она находится в одном ведомстве. Случись что — проще принимать меры. На Западе (например, в США) безопасность президенту обеспечивает одна структура, а госсекретарю — другая. И самое главное — информация о готовящихся покушениях проходит несколько ступеней. Сначала ВМФ, после — ЦРУ, и наконец — военно-морская разведка.

— Хотите сказать, в этом причина успешных покушений на зарубежных политиков?

— Да ну что вы. Там все сложнее…

* * *

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

В истории США был не один случай покушения на президентов. Авраам Линкольн, Джеймс Гарфилд... Самое громкое убийство произошло 22 ноября 1963 года, когда застрелили Джона Кеннеди. Больше сорока лет профессионалы исследовали это покушение. В версию о том, что стрелял одиночка — Ли Харви Освальд, — верят далеко не все...


— С нашей точки зрения, это был заговор, — рассказывает Дмитрий Фонарев. — Большие вопросы вызывает обстоятельство, на которое почему-то мало обращают внимание. Ведь маршрут Кеннеди изменили в последний момент. Значит, охрана просто не имела возможности проверить безопасность трассы. Создается ощущение, что президента намеренно привезли на эту улицу, где и произошло убийство...

По словам Дмитрия Николаевича, несмотря на гибель Кеннеди, в Штатах систему обеспечения безопасности не изменили...


ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Уже 10 лет не утихают страсти по поводу еще одного громкого убийства. 4 ноября 1995-го на площади «Царей Израиля» собралось 100 тысяч человек, перед которыми выступало почти все правительство. Тогда экстремист Игаль Амир выпустил несколько пуль в премьера Ицхака Рабина. Несколько лет назад израильский доктор Давид Хен заявил, что пули в пистолете Амира были медными, но результаты экспертизы показали, что Рабин был убит свинцовыми пулями.


— Здесь мы тоже склоняемся в пользу того, что это был заговор, — комментирует Дмитрий Фонарев — Ведь Рабина застрелили практически в упор, между двумя охранниками. Тот, кто работал на посту, понимает, что это невозможно.

* * *

…В 1974 году Леонид Брежнев должен был посетить с официальным визитом Ташкент. На торжественной встрече генсека и первого секретаря компартии Узбекистана “хозяин” республики заявил: “Леонид Ильич, вас народ ждет на авиационном заводе!” Брежнев ответил: дескать, раз народ ждет, поехали. Но эта поездка не была запланирована. Поэтому 9-е Управление КГБ не могло подготовить в должной мере приезд на сам завод.

Между тем на авиационном предприятии стояли строительные леса. Народ в ожидании Брежнева забрался на их перекрытия, которые, не выдержав веса десятков любопытствующих, рухнули в тот момент, когда генсек подошел к ним. Люди начали падать вниз. Пострадали десятки людей. Но три офицера из легендарной “девятки” держали руками леса, под которыми, сбитый с ног, лежал Брежнев…

Охрана спасла жизнь генсеку. Но после того случая генеральному секретарю пришлось практически заново учиться ходить.

Однажды Косыгин решил поплавать на байдарке. Один. Сотрудников “девятки” попросил остаться на берегу. Плывет, и вдруг с ним случается солнечный удар. В одну секунду он переворачивается на этой байдарке и начинает тонуть. На счастье, в тот день работал сотрудник “девятки” Николай Калашников, а он спортсмен. Реакция и действия — мгновенные! Николай вмиг подплыл к Косыгину, дотащил до берега. К тому моменту, когда приехала бригада врачей, жизнь Косыгина уже была вне опасности.

А вот история, которая приключилась в 64-м во время визита Хрущева в Австрию, могла закончиться трагедией. На одной из площадей Вены один из охранников Хрущева заметил, как практически к ногам первого секретаря летит большой чемодан.

— И знаете, что делает охранник? — рассказывает Дмитрий Фонарев. — Он моментально просто ложится на этот чемодан! Кто знает, что внутри? Не исключено, что взрывчатка. В общем, прошло пару минут, взрыва нет. Оттащили чемодан в сторону. Все закончилось благополучно — оказалось, внутри были бумаги, просьбы австрийских оппозиционеров главе их страны. Но на следующий день вся австрийская охрана была уволена.

Пару раз за любовь к народу доставалось от этого самого народа Михаилу Горбачеву. Для сотрудников охраны экс-Президента СССР начало перестройки было нешуточным испытанием: Михаил Сергеевич, посещая города, любил проходить в глубь толпы и вести задушевные беседы. Когда он баллотировался в президенты, представитель пролетариата Сибири ударил его. Охрана не имела возможности предотвратить этот случай…

* * *

— Опыт наших охранных служб должен все время совершенствоваться. Но ведь есть же случаи покушений с летальным исходом. Например, убийство на Арбате губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Охрана могла предотвратить трагедию?

— Вопрос: была ли вообще охрана? Если была — это серьезный прокол, когда охраняемое лицо просит секьюрити остаться в машине и его слушаются. Есть правило: телохранители обязаны, во-первых, открыть охраняемому лицу дверь машины. До этого охранник изучает обстановку. Когда он уже открывает дверь — это сигнал, мол, все в порядке. Второе — сопроводить до безопасного помещения. И снова сопроводить до машины. При этом опять же самим открыть дверь машины. Для того, чтобы не тормозить охраняемое лицо на пути следования. Если остановишься, то можешь получить пулю в лоб.

— А в смерти Евдокимова тоже охрана виновата?

— В значительной мере. Машина Евдокимова двигалась со скоростью 230 километров в час. Охрана должна была знать обо всех превратностях на дороге — это раз. Второе: если даже само охраняемое лицо просит прибавить скорость, прибавь — сначала от 80 до 100, потом еще немножко. Но не сразу педаль в пол. Охрана в таких случаях должна убеждать! Они сами привезли себя в могилу.

— Ну вот, положим, конкретная ситуация. Я направляюсь к машине. Рядом со мной телохранители. Замечают человека, который уже целится в меня. Их действия?

— Убрать охраняемое лицо, то есть в данном случае тебя, с линии атаки, самим не остаться на линии атаки и нейтрализовать атакующего боем. Все очень просто. Не буду пугать, отвечу только, что в 90 процентах телохранитель даже не успевает достать оружие. Убивают.

— Понятно, захотят убить — убьют.

— Нет. Захотят защитить — защитят. Вот мы сейчас едем с тобой на машине, и за нами, например, следует автомобиль, где уже стволами машут. Что мы должны делать? Ответ один — уходить от них. Телохранитель нацелен в первую очередь не на противостояние, а на выявление угрозы.

— Вспомним случай с убийством руководителя одной из рекламных фирм Бориса Гольдмана, когда он ехал на машине, остановился на светофоре, и внезапно к его “Вольво” приблизился мотоцикл. Мотоциклист бросил на крышу авто взрывное устройство… Смерти можно было избежать?

— На Гольдмана работали ребята, прошедшие школу ФСО. Мне сложно говорить, но почему они не сориентировались — загадка. В такой ситуации можно уберечься. Машину нужно останавливать так, чтобы была возможность для маневра, и смотреть в зеркала. Чуть проглядел — все. Если бы они увидели приближающегося подозрительного мотоциклиста, нужно было выходить из машины и действовать по обстановке.

* * *

В обеспечении безопасности семей первых лиц государства задействовано значительно меньше охраны. Но класс, уровень и профессионализм те же. Например, безопасность дочерей Путина обеспечивают 24 часа в сутки повсеместно. Если девочки захотят пойти на дискотеку — нет проблем. Только туда сперва приедет группа из ФСО, осмотрит место.

— Согласитесь, девочкам не позавидуешь, сотрудники-то за ними ходят по пятам. Кстати, был случай с дочкой Сталина Светланой. Однажды она сказала: мол, хочет отказаться от охраны. Иосиф Виссарионович ответил: “Ладно, если убьют, то убьют”. И охрану сняли. Но времена изменились.

— Расскажите, как обеспечивают безопасность самому Путину.

— Я не могу рассказывать в деталях. Коллеги не поймут. Это дело засекречено. Одно скажу: простому человеку кажется, что за Путиным ездит толпа народу. На самом деле это не так. У каждого охранника своя задача. Все отрепетировано с точностью до секунды.

— Хотите сказать, что, когда Путин на авиасалоне в Жуковском решил купить мороженое, это было отрепетировано?

— Подобные ситуации тоже просчитывают.

— Как должны действовать сотрудники ФСО в подобных случаях?

— Золотое правило: как только останавливается основная машина — то есть автомобиль с охраняемым лицом, — тут же останавливаются все остальные машины. Охраняемому лицу открывают дверь, провожают до этого ларька. И не важно, как двигается охрана — по обе стороны или спереди и сзади. Главное — они должны контролировать доступ к охраняемому лицу.

— По вашим словам, все заговоры на первых лиц раскрывали на уровне их подготовки. На Путина тоже готовились покушения?

— Отвечу так: думаю, что готовились. Но ФСО — организация профессиональная… Правда, был случай в 2000 году — из иного разряда. Кортеж ехал по Кутузовскому проспекту со скоростью 150 километров в час. Рядом ехала машина, в которой сидели ребята, явно неадекватные. Представляете, они вздумали соревноваться в скорости с кортежем президента! И попали под прикрытие. А в прикрытии президента ходят джипы “Гелендвагены”. Они очень высокие. Естественно, джипы начали отжимать подозрительную машину к обочине и сами же перевернулись…

Обычные телохранители ласково называют охраняемых лиц “папами”. Вершина карьеры — войти в бизнес “папочки”. У сотрудников ФСО такой перспективы нет. Разве что продвинуться по карьерной лестнице и стать, например, начальником одного из управлений. Но цена за это — высокая. Ведь в контракте сотрудников ФСО прописано: должны обеспечивать безопасность охраняемому лицу вплоть до самопожертвования…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру