Кирпич на кирпич

Время в зеркале итогов

Камень на камень, кирпич на кирпич, умер наш Ленин Владимир Ильич.

В советские времена ходил такой задорный стишок. Сегодня он снова актуален. Понятно, кто такой Владимир Ильич в нашем случае. Неправительственные организации — вот кто.

Из зарубежных источников они теперь финансироваться не будут, а у нас им денег никто не даст. Кому они нужны?

Хотя в скандинавских странах, к примеру, неправительственные организации финансируются из государственного бюджета. И государство ничего за это от них не требует — ни идейной поддержки, ни политического лоббирования.

Но то Скандинавия. У нас-то Россия. У нас если государство и даст немножко денег правозащитникам, они у него рабами будут пожизненно. Большая разница.

Стыдно признаться, но я знаю про эту разницу благодаря камню. Был в моей жизни случай. Лет пять назад Хельсинкская группа, которая, как теперь выясняется, состоит на содержании агентов иностранных спецслужб, организовала поездку в Данию для группы журналистов. И я тоже была в этой группе.

За неделю нам показали детские сады, школы, больницы, полицейские участки, СИЗО, тюрьмы, познакомили с системой местного самоуправления и профессионального образования. Все было чрезвычайно интересно, познавательно и абсолютно не похоже на отечественные аналоги. Что меня потрясло, так это заведения для неполноценных детей. У нас полноценные так не живут. Я спрашивала: “Зачем вы тратите столько денег и сил на безнадежно больных? Они ведь никогда ничего не дадут обществу”. Датчане отвечали: “Мы знаем. Но Бог их и так обидел. Давайте хотя бы мы, люди, им поможем”.

Я тогда думала: вот бы всех россиян свозить в Данию и показать эти заведения для неполноценных детей, и тюрьмы, где заключенный остается человеком, и главу администрации края, у которого нет ни охраны, ни шофера, ни служебной машины. Может, у россиян что-то повернется в душе, и они станут иначе смотреть на вещи и научатся жалеть друг друга...

А оказывается, мне нельзя было ездить в такую поездку. И никому нельзя. Оплачивалась-то она из зарубежных источников — тех же самых, что финансируют Хельсинкскую группу.

С точки зрения наших властей, я, очевидно, тоже ходила мимо камня. Делала вид, что знакомлюсь с датской демократией, а на самом деле продавалась мировой закулисе. Вот как бывает.

* * *

Президент Путин не видит смысла высылать из страны четырех сотрудников британского посольства.

Но, строго говоря, их ведь особо и не за что высылать.

Нашим контрразведчикам так и не удалось собрать неопровержимые доказательства их шпионской деятельности. Не удалось взять их с поличным. Ну да, ходили иногда мимо камня. Но это не является доказательством того, что они занимались шпионажем.

Если бы дипломата, забиравшего камень, задержали — тогда камень с электронной начинкой у него в сумке мог стать доказательством. Но его не задержали. В результате у ФСБ и камня нет, и секретных сведений, которые через него передавались, — тоже нет.

Есть только съемки камеры наблюдения и догадки. Пусть эти догадки — верные. Но все равно это только догадки, а не доказательства.

На руках у ФСБ нет тех карт, с которыми можно выиграть шпионскую игру против британской разведки.

Но в эту игру ФСБ и не играла. На самом деле велась совсем другая игра.

* * *

Кристально ясно все стало в среду, когда Путин, комментируя шпионский скандал, сказал о неправительственных организациях: “Благородные цели не могут быть достигнуты негодными средствами. Теперь никто не сможет сказать, что деньги не пахнут”.

Это значит, что проводилась спецоперация — но не против британской разведки, а против неправительственных организаций.

Кремль боится “оранжевой революции”. А неправительственные организации, особенно правозащитного толка, — тот огород, куда закидываются ее семена.

Чтоб семена не выросли, их затоптали. Приняли закон о неправительственных организациях, резко ограничивающий их возможности. А чтоб мировая общественность не возникала из-за этого закона, провели спецоперацию, доказывающую его необходимость.

Огород остался, но без семян. Спецоперация прошла успешно. Хотя справедливости ради надо сказать, что со стороны отлично видно: причастность правозащитников к шпионажу притянута за уши.

Они получали деньги от британского правительства. Но дело представлено так, будто они получали их от спецслужб.

Нет никаких доказательств того, что за эти деньги правозащитники занимались шпионажем или подрывом государственного строя. Тем не менее создано впечатление, будто с ними плотно работают иностранные разведки.

Подкладки подобного сорта портят победный эффект. И тянет плесенью. Ведь все уже было. Вот и против ЮКОСа проводилась примерно такая же спецоперация. И, наверно, те же люди планировали.

Идет время, а тактика не меняется. Эх, нет у них полета.

* * *

Самое забавное, что никакой революции не будет и быть не может. В данный исторический момент она невозможна просто по определению. Все эти камни, дупла, шпионы и прочие плоды параноидальных страхов используются для борьбы с мнимыми угрозами. В то же время сами они являются угрозами вполне реальными.

Иностранцев-то теперь действительно надо опасаться. А то видите, какие тенденции прорезались. Пройдешь мимо камня — и окажешься шпионом. И будет тебе потом — камень на камень, кирпич на кирпич…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру