Магия лилипутов

В Берлине покажут только один российский фильм

9 февраля стартует Берлинский кинофестиваль. Его откроет драма Марка Эванса “Снежный пирог” с Сигурни Уивер в главной роли. Большинство голливудских картин покажут вне конкурса. В главную программу допущены в основном европейские фильмы. Из наших картин на фестиваль позвали только малобюджетную драму “Ловитор” таджикского режиссера-дебютанта Фархота Абдуллаева. “Ловитор” взят в детский конкурс — “Kinderfilmfest”. Российские громкие проекты “Меченосец” Филиппа Янковского, “Мне не больно” Алексея Балабанова и “Монгол. Часть первая” Сергея Бодрова-ст. представят лишь

на европейском кинорынке.


“Ловитор” — история о беспризорниках, подрабатывающих в аэропорту под надзором бывшего летчика Алика и его подруги Мары. Однажды к ним в “семью” попросился сирота Коля (Олег Кулаев). Однако вскоре волею обстоятельств он ушел от них, и его подобрала труппа лилипутов. В их странствующем цирке он стал работать “ловитором” — акробатом, на плечах которого держится пирамида артистов-лилипутов. Вскоре Коля понял, что это его призвание, а помощь маленьким и беззащитным — главный жизненный принцип.

— Приятно, что нас заметили в Берлине. Тем более что за последнее время там участвует очень мало наших картин, — поделился с “МК” продюсер “Ловитора” Михаил Калатозов.

— Наша картина поедет в Берлин? А я не знала, — удивилась актриса Евгения Добровольская, сыгравшая в фильме одну из главных ролей — Мару. Что ж, раз его представят в конкурсной программе такого фестиваля, значит, он показался интересным не только мне или нашей съемочной группе. У меня интересная роль. До “Ловитора” я не играла героинь, которые способны ради любви стольким жертвовать. Мара — молодая женщина, которая ради любимого ушла из дома бомжевать. Поскольку Алику, бывшему летчику, дороже всего именно такая жизнь, когда ничего нет и не за что нести ответственность. Однажды Алик привлек к себе беспризорных детей. Она знала, что Алик обманывал ребят и все заработанные ими деньги тратил на себя. Но ради любви она ничего им не рассказывала.

“Ловитор” — цирковой термин. Но режиссер фильма Фархот Абдуллаев никакого отношения к арене не имеет. Он — выпускник исторического факультета университета Душанбе. Его интерес к кино заставил покинуть родной Таджикистан и приехать в Москву. В столице он закончил ВГИК, мастерскую игрового кино Игоря Таланкина. Однако война на родине вернула Фархота обратно. Он снял несколько документальных картин о боевых действиях “Таджикистан. Военные хроники” и “Возвращение”. Эти фильмы пронизаны болью за ни в чем не повинных мирных жителей, ставших жертвами политических игр.

— Вот теперь, когда война закончилась, я решил приступить к игровому кино, — признался Абдуллаев “МК”.

История жизни беспризорников знакома режиссеру не понаслышке. И первоначальный вариант названия ленты был “Кодла”. Именно так себя называли бездомные ребята из Душанбе, жившие неподалеку от Абдуллаева. Но лишь почти к самому окончанию работы над фильмом выкристаллизовалось название “Ловитор”.

— Оно очень точно отражает суть происходящего, — рассказал режиссер. — Судьба мальчика-ловитора — метафора жизненного пути человека, подобна истории Холдена Колфилда. Ведь герой Селлинджера мечтал останавливать людей, которые балансируют на краю пропасти. Идея снять об этом фильм появилась у меня лет пять назад.

Многие кинокомпании отговаривали Абдуллаева от этого проекта и уверяли, что “история не интересная” и “никто не вложит в нее денег”. Но режиссер стоял на своем.

Бюджет фильма — 400 тыс. долларов. Денег катастрофически не хватало. И продюсерам картины Калатозову и Бондаренко пришлось добавить свои. Снимали в срочном режиме — за 35 дней, работали даже по выходным. Особенно трудно приходилось детям-актерам.

Ребята так хорошо сыграли беспризорников, что пошли слухи: мол, Абдуллаев пригласил в фильм настоящих сирот.

— У меня хорошие ассистенты, — улыбнулся он. — Они ходили по дворам, школам, перерыли много разных банков данных, чтобы найти талантливых ребят 12—14 лет. К беспризорникам за помощью обращаться не пришлось. Друг главного героя Глеб Пускепалис — единственный, кто раньше снимался, он сыграл сына у Хлебникова и Попогребского в фильме “Коктебель”. С исполнителем главной роли — 17-летним Олегом Кулаевым — вообще вышла почти мистическая история. Пять лет назад он бродил в поисках заработка. Мальчик рос в бедной семье: мать — безработная, отец — шофер. Олегу удалось устроиться работать на рынок, где случайно познакомился с циркачами. Так он стал акробатом. Вот и вышло, что в кино Кулаев сыграл почти свою историю. Недавно Олег заключил контракт с цирком в пригороде Берлина...

Самолеты в фильме настоящие. Стальных птиц дали в аренду на аэродроме “Быково”. Где и проходили основные съемочные дни. В какой-то момент один из самолетов неожиданно загорелся. Тогда на площадке длился перерыв, и поэтому актеров рядом с ним не оказалось. Самолет пострадал не слишком сильно. Его удалось быстро затушить.

— Думаю, российским зрителям история “Ловитора” покажется ближе, — поделился режиссер. — Но думаю, что и европейскому зрителю будет интересно посмотреть этот фильм.

В прошлом году на Берлинале в конкурсе детских фильмов победил “Итальянец” Андрея Кравчука. История сироты Вани, сбежавшего из детдома в поисках настоящей матери, стала настоящим хитом фестиваля. Картина получила ряд престижных кинопремий. А теперь номинируется на “Оскар”. Кто знает, может быть, ловитор Коля из лилипутского цирка не меньше растрогает суровых членов жюри, возглавляемого в этот раз легендарной Шарлоттой Рэмплинг...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру