Холодный буш для “друга Владимира”

О чем нам намекают в Вашингтоне

Очередной окрик в адрес Кремля прозвучал в конце прошлой недели из Вашингтона. В обнародованной новой стратегии нацбезопасности США содержатся сразу несколько выпадов в адрес бушевского “друга Владимира”. Пока речь идет лишь о предупредительном сигнале. Но чем ближе будет 2008 год, тем больше проблем может возникнуть у Кремля на “американском фронте”.


Согласно закону от 1986 года, каждые двенадцать месяцев президент США обязан пересматривать стратегию национальной безопасности Америки. Однако Джордж Буш чересчур увлекся другими занятиями и не ревизовал этот документ аж с 2002 года. На прошлой неделе оплошность президента была наконец исправлена.

Нельзя сказать, что в старой американской стратегии нацбезопасности года по поводу России можно было прочитать лишь одни комплименты. “Мы реалистично оцениваем различия, которые все еще существуют между нами и Россией. Слабость России ограничивает возможности для сотрудничества. Недоверие к нашим мотивам в российской элите замедляет улучшение наших отношений. Нетвердая приверженность России основным принципам свободного рынка и демократии продолжает оставаться поводом для озабоченности”.

Однако в 2002 году в Белом доме при описании отношений между Москвой и Вашингтоном не жалели и розовой краски: “Возможности для сотрудничества несравненно более громадны, чем в недавние годы. Мы больше не стратегические противники. Лидеры России реалистично оценивают нынешние сильные и слабые места своей страны”.

Четыре год спустя тон аналитиков американского совбеза несколько поменялся: “Недавние тенденции, к сожалению, указывают на уменьшающуюся приверженность (Кремля. — “МК”.) демократическим свободам и институтам. Мы будем пытаться убедить российское правительство двигаться вперед, а не назад, по пути свободы”.

Борцы с “оранжевыми революциями” в Москве наверняка обратят внимание и на еще один двусмысленный пассаж в новой американской нацстратегии: “Политика США заключается в поиске и поддержке демократических движений в каждой нации мира”. В документе содержится и расшифровка этого тезиса применительно к Кремлю: “Попытки помешать демократическим процессам у себя дома и за границей затруднят развитие отношений России с США”.

Знатоки вашингтонского закулисья связывают появление в стратегии новых нюансов с подспудной борьбой двух внешнеполитических чиновников. Опытный кремленолог, помощник президента по России и Евразии Том Грэм, выступает за прагматичный подход. Мол, возможности США реально влиять на ситуацию в России предельно ограничены. Поэтому Вашингтон должен давать советы Москве кулуарным образом и стараться по возможности не устраивать публичных склок.

С подобной точкой зрения категорически не согласен помощник госсекретаря по Евразии Дэн Фрид. На закате эры Брежнева Фрид очень недолго работал в американском генконсульстве в Ленинграде. Но в основном его карьера была связана с постсоциалистической Польшей, где Фрид был послом. Неудивительно, что помощник госсекретаря убежден: с “путинским авторитаризмом” надо бороться изо всех сил. Если Россия не разделяет американские политценности, возможности ее лидеров надо по максимуму ослабить.

Как говорят, в последнее время в Вашингтоне появился крайне влиятельный сторонник этой точки зрения — вице-президент США Дик Чейни. Для Москвы это не означает ничего хорошего. Чейни ненавидит компромиссы и из всех политинструментов предпочитает лом. Именно он, например, был одним из главным инициаторов войны в Ираке. Причем спорить с Чейни внутри администрации мало кто решается. Большинство чиновников относятся к вице-президенту с плохо скрываемым ужасом.

Впрочем, влияние Чейни несколько уравновешивается госсекретарем Кондолизой Райс. Как знатный кремленолог, Конди не имеет никаких иллюзий по поводу наших реалий. Но именно поэтому она вряд ли допустит какие-либо непродуманные действия в адрес Москвы. Вообще, пока Буш в Белом доме, никакого радикального пересмотра российской политики Вашингтона, видимо, не будет. У “друга Джорджа” сейчас полно других забот, кроме Москвы. Мало того, главным для янки сейчас является получение нашей поддержки по иранской проблеме. Так что неожиданности возможны лишь в случае, если сам Кремль вдруг пойдет на уж совсем радикальные и непросчитанные меры.

Но проблема все равно есть. До окончания срока полномочий Буша осталось аж 34 месяца. А президент стремительно превращается в “хромую утку”. Тон в Вашингтоне все больше задают политпротивники Буша. Среди них мало друзей Москвы. Отношения Кремля с демократами, которые, скорее всего, победят на президентских выборах-2008, носят абсолютно формальный характер. Например, супруга ельцинского “друга Билла” сенатор Хиллари Клинтон недавно предложила вручить Нобелевскую премию мира Михаилу Саакашвили. А Хиллари между тем одна из возможных демократических кандидатов в президенты. Перспективные республиканцы типа сенатора Джона Маккейна по отношению к России тоже настроены не менее агрессивно. Так что поводов для раздумий у обитателей Кремля предостаточно.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру