Премьер без амбиций

Ян Годовский: “Вес танцовщицы не всегда имеет значение”

Балетный спектакль он впервые увидел по телевизору, еще понятия не имея, что такое классический танец. Удивленно смотрел на стройные фигуры артистов, тихо млел от невесомого танца. “Тебе это нравится?” — поинтересовались родители. “Да”, — твердо ответил он. “Хочешь попробовать?” “Можно и попробовать”, — смело заявил ребенок. И попробовал. Причем успешно. Сегодня Ян ГОДОВСКИЙ — один из самых стильных молодых танцовщиков Большого. Его танец — легкий, графически вычерченный — особенно эффектно смотрится в современной хореографии. А в классике он может предстать и Принцем в “Щелкунчике”, и Шутом в “Лебедином озере”.

— Ян, существует мнение, что в балетное училище поступает лишь тот, у кого есть крепкие связи в балетном мире или мощная финансовая поддержка. А как у тебя?

— Что до связей, поддержки со стороны… то в балете все точно так же, как и везде. Кто-то поступает сам, кому-то помогают поступить. Всегда было, есть и будет то, что называется словом “блат”. И всегда будет другое — когда человек добивается всего собственными силами. Правда, не без помощи судьбы. К тому же поступление и даже окончание хореографического училища еще ничего не определяют. Это только основы, азы. А потом ты приходишь в театр. И вот тут начинается другая жизнь. Конечно, кому-то может помочь получить роль чей-то звонок, но стать прима-балериной или премьером по звонку нельзя. Можно вспомнить Матильду Феликсовну Кшесинскую, у которой были такие покровители, что голова кругом: сначала будущий император Николай II, потом — великие князья. Помогали они? Да, помогали. Но кому? Выдающейся балерине, замечательной артистке. И никто из современников не мог сказать, что звезда Мариинки Матильда Кшесинская добилась признания благодаря помощи императорской семьи.

Я поступил легко — наверное, повезло. Ведь случай в нашей жизни много значит. Посмотрели, какой у меня прыжок, шаг, подъем, потом я танцевал…

— А что танцевал?

— Грузинский танец.

— Почему грузинский?

— Я родился в Тбилиси, там живут мои дедушка и бабушка, и родители там бывали периодически. А перед поступлением в Московское хореографическое училище я год занимался на подготовительных курсах. И мой педагог, а он был грузином, решил: раз я родился в Грузии, то мне надо выйти перед комиссией с грузинским танцем.

— Как начинается твой рабочий день в театре?

— Обычно он начинается с каждодневного класса в десять утра или в одиннадцать, если вечером был спектакль.

— Не надоедает каждый день одно и то же: класс, выматывающий экзерсис у станка?

— Это только со стороны может показаться, что балетный артист выполняет каждый день одни и те же движения. В действительности один день не похож на другой, поскольку тело предлагает каждый раз что-то новое. И ты каждый день с ним что-то делаешь по-новому, предлагаешь ему что-то новое, отличное от дня вчерашнего.

Но вообще утром, когда просыпаешь, то первая мысль: “Ой, как я устал, как не хочется вставать!” — но минут через двадцать уже ничего, все нормально.

— А как добираешься — на метро или на машине?

— Как правило, на метро. По городу на машине ездить тяжело: сплошные пробки, можно опоздать. А в метро — быстро и удобно.

— Звучит не слишком престижно: артист Большого театра ездит на метро…

— Ну и что? У меня на этот счет нет никаких заворотов — престижно, не престижно; главное, чтобы было удобно.

— А как насчет “Уступайте места инвалидам, лицам пожилого возраста и пассажирам с детьми”?

— Уступаю, хотя иногда сажусь в вагон и засыпаю от усталости. Случалось, остановку свою проезжал, так крепко спал.

— Ты куришь?

— Нет, но вообще артисты балета курят, и, бывает, много курят, но это нормально.

— Нормально?..

— Организм молодой, он все выдерживает. А ведь артист балета уходит на пенсию в 38—40 лет — ведь это еще молодость, так что нормально. Потом, может быть, это и скажется на здоровье, а может быть, и нет.

— А выпить — это тоже нормально?

— Да, иногда даже и нужно. Чтобы расслабиться, успокоиться после спектакля.

— Какие еще строгости предполагает балет?

— Тут все зависит от того, насколько хорошо ты знаешь сам себя. Свои достоинства, недостатки, возможности И это важно не только для артиста балета, но и для любого человека. Кому-то надо похудеть, кому-то — подкачаться. Одному нужно поработать побольше, другому — наоборот, немного успокоиться, не пахать с утра до вечера, а подумать, что ты делаешь и зачем. Все зависит от внутреннего самоконтроля и дисциплины. Если ты находишься в гармонии с самим собой, то успех тебе обеспечен в любом деле.

— Вот Рудольф Нуреев, когда у него во время спектакля не было танца, начинал гримасничать, подмигивать знакомым в зрительном зале. Ты себе такое позволяешь?

— Бывает, что эти знаки на лице появляются непроизвольно. Раз — и появились, но я с этим пытаюсь бороться. А вообще зрителям интересен не каждый отдельный жест рукой-ногой, а общее впечатление от танца.

— Много ходит всяких разговоров о весе балерин: тяжелая, трудно поднять, легко уронить…

— Я никого еще не ронял.

— Это ты зря. Ой, что-то я не то говорю… И все же, вес балерины — это, наверное, большая проблема для танцовщика?

— Трудно сказать: для кого это большая проблема — для танцовщицы или для ее партнера. Не всегда вес имеет значение. Бывает, что балерина легкая, хрупкая, а в танце с ней тяжело. А есть танцовщицы вроде и крупные, но собранные, с внутренним стержнем, и с ними, конечно, намного удобнее. Многое зависит и от партнера, от его умения подать балерину, а иногда просто шикарно ее представить.

— Ян, театр, в котором ты служишь, большой-пребольшой (я говорю об историческом здании), есть ли в нем любимые тобой уголки?

— Есть один, крошечный репетиционный зал на четвертом ярусе — мы его называем “курилкой”. Там когда-то была курительная комната, потом ее переоборудовали под репетиционный зал миманса, а теперь мы репетируем. Придешь перед спектаклем — никого нет, вроде и делать ничего не хотел, зашел, чтобы расслабиться, а уже через несколько минут что-то пробуешь, смотришь, репетируешь… А еще, конечно, раздевалка — тоже место удивительное. Столько там проводишь времени, тут можно и отдохнуть перед вечерним спектаклем, полежать, почитать. Хорошее место. А наш театральный буфет? Тоже дивное местечко. Ведь каждый знает, что театр начинается не с вешалки, а с буфета. Тут и чашечку кофе выпьешь, и последние новости узнаешь. После буфета и в класс легче идти.

— А нелюбимое место, как я догадываюсь, — кабинет генерального директора?

— Ха-ха-ха! Нет, я спокойно отношусь к директорскому кабинету, наверное, потому что редко там бываю. Захожу, когда есть какие-то проблемы, решаю их или не решаю, и ухожу. Тихо, мирно, без конфликтов и драм.

— Я так понимаю, ты вообще не конфликтный артист?

— Наверное. Мне кажется, всегда и везде надо искать компромисс, надо искать контакты. Компромисс не в том, чтобы угодить кому-то, а в том, чтобы суметь найти максимально органичный и грамотный выход из сложной ситуации.

— Ты работал с легендарными хореографами современности Роланом Пети, Джоном Ноймайером. Мэтры очень придирчивы?

— Придирчивость — это другое; на мой взгляд, придирчивость — это вредничанье. Они же не придирчивы, а требовательны. И очень хорошо знают что хотят. Они готовы тысячу раз повторить одно и то же движение, чтобы ты понял, что нужно, как нужно. Готовы вновь и вновь объяснять тебе идею танца. И это замечательно.

— Ролану Пети уже немало лет — неужели он может показать движение?

— В полную силу, конечно, он показывать не может, но состояние этого движения, его внутреннюю наполненность может передать потрясающе. И Пети, и Джоне Ноймайер невероятно убедительны. А репетировать с ними — это было настоящим счастьем, как и то, что я танцевал в их балетах.

— Большой театр — это не только громкие премьеры, но и громкие скандалы, а порой и драмы. Одни из них разворачивались много лет назад, другие, как история с Анастасией Волочковой, — сегодня…

— Да, и это драматичная история. Мне жалко Волочкову, она стала жертвой собственной “раскрутки”. Я не против пиара, но не до такой же степени. Балет — искусство избранных и для избранных, и те приемы, которые помогают поп-звездам, не всегда применимы к балетным артистам. Телевидение, массовые издания, глянцевые журналы — это все замечательно, но можно и не заметить, как вся эта суета уведет от главного.

— Говорят, в занавесе Большого театра есть дырочка, в которую смотрят перед началом спектакля?

— Да, есть такая дырочка, причем многофункциональная. Режиссер обычно смотрит в нее перед началом спектакля, чтобы узнать, как заполняется зал. Бывает, дают уже третий звонок, а зрители в зал еще не пришли. Артисты высматривают своих знакомых, которых пригласили на спектакль. Но я не пытаюсь искать зрителя в зале. Мне кажется, это не совсем правильно. Если зрителю интересно — он сам будет на тебя смотреть, а если неинтересно — значит, ты зря вышел на сцену.

— А страх сцены у тебя был?

— Да, особенно вначале. Внутренняя паника, боязнь огромного сценического пространства. Хотя порой этот страх помогает дойти до финала сложной вариации и не умереть раньше времени, а умереть только в кулисах. Иногда артисты пугаются и делают такое, чего они не делали на репетициях. Страх — это иногда неплохо, он чему-то учит.

— То, что Большой закрыли на реконструкцию, — для тебя это драма?

— Да, поскольку мне кажется, что это надолго. Не потому, что кто-то будет что-то плохо делать. А просто... здание старое, и столько может быть всяких неожиданных сюрпризов... И потом, вместе с закрытием на реконструкцию та связующая нить, возможно, придуманная нами, которая существовала между прошлым и настоящим, если и не оборвется, то сильно надорвется. Перевернется страница, и все придется начинать с чистого листа, я так думаю. И это грустно. Хотя, может быть, придет что-то другое, не менее великое.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру