Грязные и чистые игры сезона

Итоги сезона - 2005/06

Посыпаемая тополиным пухом театральная Москва устало вытирает потекший от жары грим и собирается на заслуженный отдых.

А “Театрариум”, не теряя времени, подводит итоги сезона-2005/06. Ну очень интересно получается.


цвет сезона

СЕРОВАТЫЙ слегка, но не маркий. А все потому, что большая сцена, задающая тон сезону, оказалась скромна и застенчива и не заставила нас задохнуться, онеметь, ошалеть от восторга — обошлась без потрясений. И вроде бы на старте имела соответствующий набор из классиков (Шекспир, Гоголь, Мольер, Уильямс…) и современников-звезд (Абдулов, Хабенский, Пореченков, Хаматова…), а что-то не срослось. Большая сцена проиграла малой.


рождение сезона

МАРИЯ МИРОНОВА, которую все знали как: а) дочь своего великого отца, б) красивую молодую женщину, чьи артистические возможности оценивали всегда не более чем на слабую четверку. А некоторые, особенно злые, почитали Миронову только гламурной красавицей и иначе как “Маша” не называли. И вот просто Маша стала не просто Марией, а актрисой, которую даже театралы не признали на сцене. “Ужель та самая Мария?!” — воскликнули впечатлительные зрители после спетакля “Федра. Золотой колос”. Та, та самая, но не-ве-ро-ят-ная!!! Не побоялась стать некрасивой, больной пациенткой санатория, где лечат мании — в ее случае манию Федры. С истериками, животным рыком, слезами и соплями — да-да, такая вот история. Роль Федры вывела Марию в театральном забеге вперед, и она в своей возрастной группе оставила позади себя соперниц. Браво, Мария!!!


загадка сезона

Это ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕФОРМА, будь она неладна. Никто толком не знает, что это за зверь, но подозревают: зверюга страшно-ужасная, от которой будет только худо. С одной стороны, хорошо, что за каждой копейкой спектакля и зрелища будет контроль, но, зная, что всякие реформы у нас сопровождаются перегибами, театральный народ готов к тому, что даже постиранная рубаха и поглаженные к первому акту шнурки будут рассматривать как криминал. В то время как матерые театральные деятели все равно найдут способ обойти любой закон с указами и без нервов продолжат колотить на театре свой бизнес.


ЖЖ сезона

Именно В ФОРМАТЕ ЖЖ, то есть живого интернет-журнала, появился проект “Переход”. Причем не виртуальный, а самый что ни на есть театральный — из потрясающей музыки, света и актерского ресурса. К счастью, не звездного и поэтому настоящего. С больной истиной. Правдой не страшной, но отчего-то нежной. В такой вот “Переход” отвел нас Владимир Панков со своей компанией музыкантов и артистов в “Театриум на Серпуховке”. Похоже, что 30-летний Панков один и знает завтрашний день нашего театра.


раскулачивание сезона

Наблюдалось В “ШКОЛЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА” Анатолия Васильева — художника большого, что и обидно. С одной стороны — масштаб, международный авторитет, а с другой — слабый организатор, который почему-то имеет самое большое количество театральных и жилищных площадей в столице и самый большой из городских театров бюджет на год. Но справедливость сего деяния можно будет считать делом чистым лишь после того, когда станет ясно — кому же все-таки отойдут конфискованные площади (3000 кв. м) на улице Поварской.


возвращение сезона

Сразу ТРЕХ АКТРИС в Театре имени Пушкина, где Роман Козак сделал “Девичий источник, или Марьино поле”. “Три сестры” — Наталья Николаева, Нина Марушина и Мария Осипова — так бы бесславно и с более чем скромной пенсией закончили свою артистическую карьеру, если бы режиссер не дал им шанс — бесспорно, последний. Уже сильно немолодые актрисы шанс не упустили, и сию гуманную акцию благодаря их виртуозной игре теперь не надо рассматривать просто как благотворительную. Правда, пенсия, которую рано или поздно получат актрисы, от этого не увеличится, но хотя бы слава останется. Причем вполне заслуженная.


грязь сезона

Речь о СУБСТАНЦИИ, которую активно начали использовать художники в декорациях и которая, похоже, станет самой модной в будущем сезоне. Да, господа, речь идет об обыкновенной грязи — коричневой, черной, вязкой или жидкой — это кому как нравится. Первым сцену вымазал МХТ им. Чехова в спектакле “Похождение” по “Мертвым душам” Гоголя, где на авансцене — грязь непролазная и Чичиков с чиновниками уездного города еле ноги из нее тянут. Затем драматург и режиссер Коляда привез из Екатеринбурга в первопрестольную на гастроли своего “Ревизора”, где использовалась грязь цветочная в сочетании с водой, которую герои все того же Николая Васильевича по сцене ведрами носят. Потом земельным вопросом занялся Андрей Желдак, рассыпав землицы в своей “Федре”и зарыв в нее кинжал-орудие убийства. Но, похоже, всех переплюнет в этом деле художница Алла Коженкова, у которой в будущей премьере “Дракона” грязь так и будет литься отовсюду. А что? Грязь — это наше все.


мудрость сезона

Продемонстрировал КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ Москвы, решившийся на то, чтобы наконец-то пересмотреть устав театров с единоличным правлением — то есть тех, где не художник, а директор в доме хозяин. Таких домов в столице немного, но жертв в нем, как в фильмах про войну. На Бронной главрежи косяками полегли, и какие люди — Эфрос, Дунаев, Женовач, Житинкин. Даже ушлый Лев Дуров не устоял перед директорским авторитетом. Такая же история в театре им. Станиславского. Но, кажется, конец произволу хозяйственников положен, и в уставе будет прописан принцип двуначалия, а именно — худрука и директора. Вот теперь посмотрим как сойдутся кит со слоном: кто кого сборет?


проект сезона

Устроили нам ФРАНЦУЗЫ, которые придумали проект “Другой театр”. Именно благодаря Французскому культурному центру Москва увидела и впрямь что-то новенькое про старенькое, необычное про привычное. Яркий представитель этого — знаменитый кукольник Филипп Жанти со своими “Проделками Зигмунда”. Чтобы куклы были так современны, смешны и человечны — представить трудно, и, тем не менее, г-н Жанти это доказал. В будущем сезоне француз грозит нам новым Другим театром. А никто и не сопротивляется.


надежда сезона

Очень МАЛЕНЬКАЯ, но очень СЕРЬЕЗНАЯ. Чтобы господа артисты стали менее всеядными и более разборчивыми в выборе ролей. Понятно, что всем хочется хорошо кушать, и не в фаст-фудах, жить не в блочных домах и ездить не на “Запорожцах”. Но, во-первых, всех денег не заработать, а снимаясь в бесконечных сериалах, вы сами не заметите, как перейдете из артиста первой категории в группу “секонд-хенд”. Тогда отправляйтесь кушанькать в пафосный ресторан типа “Турандот”, и приятного вам аппетита!


Мэтры:

1. Лучшая мужская роль — Александр Филиппенко (Батенин, он же Акимов, “Предбанник”, Театр им. Моссовета)

2. Лучшая женская роль — Алла Покровская (Арина Петровна, “Господа Головлевы”, МХТ им. Чехова)

3. Лучшая мужская роль второго плана — Виктор Сухоруков (5 ролей, “Сны Родиона Романовича”, “Товарищество 814”)

4. Лучшая женская роль второго плана — Нина Дворжецкая (Серафима, “Самоубийца”, РАМТ)

5. Лучший спектакль — “Предбанник” (Театр им. Моссовета, реж. Сергей Юрский)


Полумэтры:

1. Лучшая мужская роль — Сергей Безруков (Чичиков, “Похождение”, “Табакерка”)

2. Лучшая женская роль — Мария Миронова (Федра, “Федра. Золотой колос”, “Театр наций”)

3. Лучшая мужская роль второго плана — Сергей Фролов (Билли, “Затмение”, “Ленком”)

4. Лучшая женская роль второго плана — Вера Воронкова (Мария, “Одолжите тенора”, театр им. Пушкина)

5. Лучший спектакль — “Рассказ о семи повешенных” (“Табакерка”, реж. Миндаугас Карбаускис)


Начинающие:

1. Лучшая мужская роль — Евгений Ткачук (Ипполит, мальчик, “Федра. Золотой колос”, “Театр наций”).

2. Лучшая женская роль — Дарья Грачева (Маша, “Пойдем, нас ждет машина”, Центр драматургии и режиссуры п/р Алексея Казанцева и Михаила Рощина).

3. Лучшая женская роль второго плана — Дарья Коршунова (девушка из супермаркета, “Америка. Часть вторая”, “Современник”).

4. Лучшая мужская роль второго плана — Вячеслав Манучаров (Егорушка, “Самоубийца”, РАМТ).

5. Лучший спектакль — “Dok.tor” (театр “Dok”, реж. Владимир Панков).


Другие номинации:

Детский спектакль — “Полный Пломбир” (Московский театр клоунады, реж. Тереза Дурова).

Актерский ансамбль — “Рассказ о семи повешенных” (Яна Сексте, Дарья Колмыкова, Александр Скотников, Алексей Комашко, Алексей Усольцев, Дмитрий Куличков, Александр Воробьев).

Эксперимент — “Переход” (Владимир Панков, Центр драматургии и режиссуры п/р Алексея Казанцева и Михаила Рощина.

Возрождение — Наталья Николаева, Нина Марушина, Мария Осипова (Театр им. Пушкина, “Девичий источник, или Марьино поле”).

Проект — “Другой театр” (Французский культурный центр в Москве).

Директор — Олег Табаков (МХТ им. Чехова).

Человек года — Валерий Фокин (худрук Александринского театра).


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру