Приключения гардемаринов

Экипажу “Крузенштерна” дают фрикадельки из акулы и запрещают связываться с пиратами

В кругосветку? Да легко — были бы деньги. Вас посадят в самолет, забронируют все отели, закажут машины... Но вот бы вернуться лет на двести назад и пережить настоящее Приключение!

Экипажу парусника “Крузенштерн” повезло. Недавно он вернулся из путешествия вокруг света, повторив маршрут русских первопроходцев. Поход был приурочен сразу к двум юбилеям — Победы и кругосветного плавания Ивана Крузенштерна. Участники плавания поделились своими впечатлениями с “МК”.


Кругосветка началась 24 июня 2005 года. Барк отошел от причала в Санкт-Петербурге. Первый этап его путешествия проходил вдоль побережья Европы. Второй и третий — повторяли маршрут самого Крузенштерна: через Атлантический океан, мыс Горн, Тихий океан, Австралию, Индийский океан и Атлантику.

Путешествие, занявшее у известного адмирала несколько лет, наши моряки совершили за 14 месяцев.

Самое страшное воспоминание у членов экипажа оставила морская буря.

— Мы попали в сильный шторм, когда шли от Маврикия до Кейптауна. Хотели обойти его, но попали в самый центр. Волны доставали до верхней палубы. А крен был такой, что самая высокая мачта почти ложилась на воду. Было очень страшно, а еще приходилось лазать по мачтам и скатывать паруса, иначе корабль могло переломить надвое, — вспоминает учащийся третьего курса Военно-морского радиоэлектронного училища им. Попова Евгений Калганов. — Страху натерпелись! Спасибо нашему капитану Олегу Седову — он опытный человек и прекрасный организатор. Благодаря ему у нас не было ни одного ЧП...

Кисель с морской водичкой

Первый порт захода был в Ирландии, в городке Ватерфорт. Затем “Крузенштерн” направился в Англию.

— На самом деле наша следующая остановка должна была быть во Франции, но правительство нам не разрешило туда заходить. Все из-за компании “Нога”, которая уже пыталась арестовать там российский парусник, — рассказывает другой курсант училища, Денис Днов. Он и его товарищи в путешествии драили палубу, учились вязать узлы, лазать по мачтам, плести сети.

— Палубу парусника моют как раньше, из ведра?

— Нет, сейчас для этого есть специальный шланг. Сначала палубу отдраивают порошком добела, а потом пену счищают и после смывают все шлангом. А на военном судне у нас была большая-большая и тяжеленная швабра, мы ее звали “Машка”, — вспоминает Денис.

Женя Калганов в кругосветке стал настоящим морским волком — дважды пересек экватор.

— Вся команда нарядилась в чертей, морских обитателей. Желающие пили жижу из соленой воды с киселем. Этой же кашей поливали новичков, впервые пересекающих экватор.

— Как вас выпускали на берег без визы?

— Всем морякам выдается специальный паспорт моряка, который нужно менять каждые 5 лет. Согласно международной конвенции, обладатель паспорта может без виз пересекать границы любых государств!

Женщина на борту — это к добру

Вопреки расхожему мнению о том, что женщина на корабле — к беде, мои собеседники утверждают: в море без женщин нельзя. Они обслуживают команду — стирают, готовят и подают еду. Помимо курсантов на “Крузенштерне” находилась целая команда штурманов, офицеры, механики, члены морской молодежной лиги, повара, подавальщицы, буфетчицы и даже… туристы. Всего — 200 человек. Все 14 месяцев они, конечно, на судне не были. Покупали путевку на неделю-две. Стоило это 45 евро в день, зато впечатлений — хоть отбавляй.

Кормили туристов из одного “котла” со всей командой. На завтрак давали йогурты, сыры, колбасы, кашу и фрукты. На обед — суп, мясо и гарнир. На ужин — рыбное блюдо с овощами, морепродукты. Дважды в меню путешественников попадала акула. Из ее мяса кок делал вкусные фрикадельки.

Жили туристы в каютах по 4 человека. В каюте есть все удобства, кроме туалета. Гальюн на судне общий. Выглядит он как самый обычный туалет, только справа или слева от унитаза есть специальная ручка, за которую нужно держаться во время качки...

Все свободное время на стоянках ребята проводили в прогулках по городам.

— Лучше всех нас встречали в Германии. Нашему судну в пути исполнилось 80 лет. И это событие мы отметили именно с немцами. Там есть целый клуб друзей “Крузенштерна”. А вот самая строгая таможня была… на родине, в Санкт-Петербурге. Нас проверяли с собаками, — жалуются современные гардемарины.

Пираты XXI века

Приключений нашим мореплавателям хватало. К примеру, находясь в Индийском океане, они получали сообщения от судов о нападении пиратов.

— Мы получили сигналы о двух нападениях. В этом случае корабль подает специальный зашифрованный сигнал, а не просто SOS. Береговая охрана должна тут же отреагировать на него. Так как мы — судно не военное, а гражданское, по правилам нам запрещено вмешиваться в подобные ЧП. К тому же у нас на борту были туристы.

Во время захода в порт Ливана там была сложная обстановка. Тем не менее моряков беспрепятственно пропустили в страну. В это же время в порт зашел английский военный корабль, и командир любезно пригласил экипаж “Крузенштерна” к себе на экскурсию. Мы были поражены! И с радостью приняли приглашение. После экскурсии мы поняли, что наши военные корабли — самые лучшие и англичанам еще до нас далеко. Правда, к нам на военный корабль с экскурсией вы никогда не попадете…

Самым сложным для курсантов оказалось выучить названия всех снастей. Лазать по 54-метровой мачте тоже было нелегко. Тем более что веревочные плетения, за которые держится моряк, выглядят очень ненадежной опорой.

— В чем главное отличие гражданского судна от военного?

— На военных судах во время шторма запрещено подниматься на верхнюю палубу. Это очень опасно, человека легко может смыть в море. А здесь это не запрещалось. Только натягивали в метре-двух от палубы канаты, за которые запрещено было выходить. И все.

Два доллара суточных

Оказывается, даже опытные моряки мучаются от морской болезни. Средства от этой напасти нет. Кроме одного — лежать и ничего не делать.

— От качки в море даже таблетки не спасут, — утверждают гардемарины.

Поговорка о бегущих с корабля крысах сегодня не актуальна. На современных судах ни крыс, ни тараканов вы не найдете — если, конечно, команда следит за чистотой.

В отличие от туристских круизов, в этом путешествии был запрещен алкоголь. Даже в День ВМФ всех поили только соком. Впрочем, устав запрещает выпивать на суше. Так что на берегу моряки отрывались, посещая музеи и магазины.

— Каждому курсанту выдали по $2 суточных. $1 от Минобороны и $1 — от Министерства сельского хозяйства. Эти деньги мы не получали каждый день, нам их выдавали перед выходом на берег. Кроме того, перед отплытием курсанты получили зарплату за несколько месяцев. Да и личные сбережения взяли с собой. Так что на сувениры хватило, — рассказывают ребята.

Путь от порта до порта иногда занимал целый месяц. В свободное время колумбы смотрели фильмы или новости. А вот загорать и купаться они не могли.

— Плавать в открытом море опасно. Например, в Сингапуре в море было полно змей. Они небольшие, но от их укуса наступает мгновенная смерть. Приходилось купаться только в бассейне, который ставили на палубе по праздникам...

Сплав на слонах, нелегалы на каноэ

На вопрос, какие города больше всего поразили, Денис отвечает: “Амстердам — из-за красивой архитектуры и незабываемой атмосферы — и Лиссабон”. Португальский город удивил наших мореплавателей огромными надписями по-русски на стенах исторического центра.

— Дело в том, что там только что прошел матч Кубка УЕФА между ЦСКА и “Спортингом”, и наши болельщики оставили после себя расписанные стены... В Лиссабоне по выходным работает огромная ярмарка, где можно купить и обменять все что угодно. Я, к примеру, поменял янтарную картинку из Калининграда на старинную керосиновую лампу, — говорит Денис.

А вот Женю Калганова больше всего впечатлила экзотика: “Гонконг поразил массивностью храмов. Канары — красивой природой. Так как там пляжи галечные, песок на острова привозят из Западной Сахары”.

— Из Китая мы направились в сторону Сингапура, по пути зайдя в Индонезию. На острове Ява посетили знаменитый вулкан Кракатау, — продолжает Евгений. — В 1883 году его извержение вызвало сильное цунами и повлекло много жертв. Потом вулкан долго молчал. Представьте, что после нашего отплытия он снова проснулся! Видимо, наше появление так на него подействовало…

Дальше наш маршрут проходил мимо острова Бали. Там очень красивые пляжи, я такие видел только в кино — белый-белый песок и синее море. Любимое занятие туристов — сплав по рекам на слонах. Зрелище незабываемое!

Однажды мы с ребятами решили искупаться, но спасатели не пустили нас в воду. Мы сначала не могли понять, в чем дело. Оказалось, дважды в день бывают сильные приливы и отливы. И если ты заходишь в воду, а в этот момент начинается сильный отлив, тебя может унести в океан.

Возле Бали, в Индийском океане, мы поймали акулу. Не волнуйтесь, никакого браконьерства не было, она сама к нам подплыла. И наши боцманы подтащили ее сачком. Кок приготовил потом суп, очень вкусный…

Когда мы шли из Африки, видели много нелегалов, переправляющихся на каноэ в Испанию. Многие из них не выдерживают такого длительного морского перехода и погибают.

— А что ты привез на память из этого путешествия?

— Тарелку и страусиное яйцо из Африки!


Из книги “Путешествие вокруг света капитана Крузенштерна”:

“Истинная правда, что островитяне едят мясо своих врагов. Они хранят череп и волосы как трофеи. Мы купили много таких черепов... Ничего не может быть обиднее Маркизскому жителю, как видеть голову своего родственника привязанной к ногам соперника… Лангедрф и Эстенберг сегодня сильно спорили из-за мертвой головы, каждому хотелось ее иметь…” (1804 г., Полинезия, о. Нукагива.)


“Нукагивцы вообще росту большого и весьма стройны. Узорочное разпещрение некоторых частей тела и намазывание онаго темною краскою придает им цвет черноватый. Лица, глаза, даже и те места головы, на коих острижены волосы, покрыты сею живописью. Один из нукагивцев, быв у нас на корабле, находил много для себя работы; потому что почти каждой из корабельных служителей приглашал его к сделанию на нем какой либо узора по его искусству”. (1804 г., Полинезия, о. Нукагива.)


“Мая 1 1805 года в 9 часов поутру показался берег на Норд-Норд-Ост в расстоянии от 18 до 20 миль. Он имел вид острова, но в следующий день уверились мы, что открытый берег не есть остров, но весьма далеко в море выдающийся мыс, который отличается в середине его стоящею горою, должно быть огнедышащею… Достойный примечания мыс сий я назвал мысом Россиян”. (Во время путешествия близ Западной Японии.)


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру