Личными самолетами, пароходами и яхтами в наше время уже никого не удивишь. Да и космические туристы теперь не в диковинку. А вот путешествие на подводной лодке из Санкт-Петербурга в Хельсинки станет первым в истории. Изобретатель Михаил Пучков — житель Северной столицы — собственными руками построил субмарину и стал первым частным владельцем подводной лодки.
— Перезвоните часа через два, я как раз подлодку крашу, — кричит Михаил на другом конце провода. — Снаружи она черная, а внутри хочу сделать белоснежной.
Это уже второе подводное детище Михаила. Предшественницу выловили в сети местные рыбаки прямо в Неве и сдали в милицию вместе с хозяином.
— Да я уже точно не помню, почему 20 лет назад решил построить именно подводную лодку, — вспоминает Михаил Пучков. — Наверное, вдохновили романы Жюля Верна, а может быть, и знаменитая песня “Битлз” “Желтая подводная лодка”. Первое судно я собирал на чердаке загородного дома в пригороде Рязани. Потом переехал, тогда еще в Ленинград, и не поленился перевезти лодку. На берегу Невы тайно спустил на воду самодельный корабль. Но буквально через десять минут попался в сети местных рыбаков.
Бдительные граждане для поимки “шпиона” сначала вызвали милицию, а потом и сотрудники КГБ подоспели.
— Товарищи в штатском долго смотрели на мое судно и допрашивали с пристрастием, — вспоминает Михаил. — Но потом рассмеялись и сказали, что такому Кулибину надо учиться на кораблестроителя. Слава богу, что шел 1988 год, как мне потом разъяснили, попадись я тремя годами раньше — дали бы срок. А так вместо тюрьмы с легкой руки кагэбэшников я попал за парту в кораблестроительный институт.
Теперь уже дипломированный специалист, Михаил Пучков никого не боится, и его субмарина стоит на причале в яхт-клубе на берегу Невы. Впрочем, среди больших катеров и белоснежных яхт нужно еще напрячь зрение, чтобы узреть подлодку. Для субмарины она махонькая — всего 5 метров в длину. Человек высокого роста в единственном отсеке одноместной лодки помещается с трудом. Зато у судна есть бензиновый двигатель и аккумуляторы. А запас хода субмарины — от Петербурга до Хельсинки и обратно. Скорость — 4 узла.
В военно-морском музее Санкт-Петербурга есть еще одна подводная лодка — та же форма, размеры, но вместо двигателя внутри — велосипедные педали. Год постройки 1881-й. Лодку Семена Джевецкого еще называют “бабушкой русского подводного флота”. Единственный сохранившийся экземпляр сегодня — один из главных экспонатов музея.
— Когда я начинал строить свою лодку, то о подлодке Джевецкого ничего не знал, — говорит Михаил. — Зато смело могу называть свое детище “внучкой” Джевецкого.
Михаил Пучков мечтает доплыть на своей субмарине до Англии. Чтобы обменяться опытом с лондонскими кораблестроителями, у них, говорят, знатные Кулибины. Как решить вопрос с легальным пересечением подводных пространств иностранных государств, по которым проплывет субмарина, Пучков еще не решил. До будущего навигационного сезона у него достаточно времени.