Нерешительный Синод

Что патриарх скажет европейцам?

Очередное заседание Священного синода, на котором должны были решаться важнейшие вопросы церковной жизни и прежде всего судьба мятежного епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Дзюбана), должно было пройти 18 июля. Но Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вернулся в Россию лишь в конце июля. Заседание еще несколько раз откладывалось, но теперь все же состоится 21 августа.

Год начался со скандалов. Непонятно, что делать с мятежным епископом Чукотским и Анадырским Диомидом.

Его решительная позиция и требование к митрополитам соблюдать Устав Русской церкви, который они же и принимали, вызывает глубокое сочувствие и поддержку среди мирян и духовенства. Самый жесткий из членов митрополитбюро, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) неожиданно заявил, что мечтает посмотреть в глаза епископу Диомиду и поговорить с ним по душам. Очень странное заявление. Можно подумать, что кто-то мешает митрополиту Кириллу сесть на самолет и навестить епископа Диомида. Понятно, что до Швейцарии гораздо ближе и она роднее сердцу митрополита. Но ведь и Чукотка российская земля. Было бы здорово, если б владыка Кирилл, прежде чем прихлопнуть мятежного епископа, на самом деле поговорил с ним по душам.

Но пока митрополит Кирилл занят другим. Он постоянно зазывает к себе в Смоленск украинских епископов. Что тоже странно. Если он хочет, чтобы весь украинский епископат навещал его и сослужил с ним в Смоленске, стоило бы, согласно церковным канонам, обратиться к экзарху Украины, митрополиту Владимиру (Сабодану).

Приглашать епископов к себе без его ведома и обещать им, что в том случае, если они поддержат его на предстоящих выборах, он обязательно дарует Украинской церкви независимость, не совсем этично. Пока жив патриарх, о каких выборах может идти речь? И потом — основная заслуга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II заключается в том, что он сумел сохранить единую Православную церковь на постсоветском пространстве. Стоит ли разрушать то, что было достигнуто такими неимоверными усилиями?

Недавно мне пришлось беседовать с одним из российских епископов, вхожих в узкий круг владыки Кирилла. Он здраво заметил: “Конечно, митрополит Кирилл достоин стать патриархом. Он умен, богат, у него большие связи не только в церковном мире. Сумел же его подопечный зарегистрировать его любимое детище, так называемый Всемирный Русский народный собор при ООН. Одно печально — митрополит очень беспокойный человек. Как только станет патриархом — стариков отправит за штат, а на их места свою молодежь поставит. Остальных же епископов начнет гонять с места на место”.

Важно и другое. Мало кто из епископов обратил внимание, что на Архиерейском соборе 2000 года митрополит Кирилл внес в Устав два существенных изменения. Одно касается Поместного собора. Теперь якобы его можно созывать лишь по мере надобности. Но не указано, по чьей надобности. Второе, более важное, касается патриарха. У многих на памяти последние годы жизни патриарха Пимена (Извекова), который страдал тяжелой формой рака. В годы его болезни делами Церкви вершили фавориты и временщики. Митрополит Кирилл решил изменить ситуацию. Пункт 13 раздела IV гласит: “В случае кончины патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя патриаршего престола”. Иная причина — это болезнь, хотя 11-й пункт Устава гласит, что “сан патриарха является пожизненным”. Выходит, что лучше патриарху не болеть, а то ведь заждавшийся митрополит может сделать “немедленно”.

Кроме текущих проблем Синод должен решить, с каким докладом отправится патриарх в сентябре в Страсбург на сессию ПАСЕ. Будет ли он обличительным и свидетельствовать о том, как бурно загнивает Запад, или же конструктивным и доброжелательным? Это зависит от Отдела внешних церковных связей. Именно там готовятся подобные документы. Будет ли во Франции патриарх встречаться с новым президентом Саркози? И, конечно, на этом заседании синодалы все же попытаются решить судьбу мятежного епископа Диомида, который завоевывает все больше сторонников, призывая срочно созвать Поместный собор.

31 августа исполняется 40 лет священнического служения главы Русской церкви за рубежом, митрополита Лавра (Шкурла).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру