С 2008/09 учебного года в федеральном перечне останутся только учебники, прошедшие строгий отбор экспертов Российской академии наук и Российской академии образования. Об этом сообщил директор Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаак Калина.
Российскую школу ждет переход на новый госстандарт образования. И перед педагогами неизбежно встанет вопрос: по каким книгам учить? Одна часть школьных пособий, созданных еще в советские годы, морально устарела — это относится главным образом к учебникам по математике и естественным наукам, другая (по гуманитарным предметам, прежде всего — по истории Отечества) не устраивает самих педагогов. Они недовольны однобоким и предвзятым подходом к изображению некоторых событий и деятелей.
С прошлого года все учебники, прежде чем попасть в школу, должны пройти две экспертизы — РАН и РАО. Первая проверяет соответствие содержания последним научным достижениям, вторая следит за тем, чтобы материал излагался доступно для ребят. Только после этого книга получает гриф “допущено” или “рекомендовано”.
В 2006 году на экспертизу отправили более 700 учебников, больше всего пособий было по иностранному языку и математике. Лишь 20% из них выдержали академическую проверку. Из них РАН и РАО сформировали Федеральный перечень, а уж из него учителя могли выбрать то, что им нравится.
Минобрнауки РФ оставил за собой лишь чисто техническую функцию “производства” школьных книг. Содержания оно уже не касается — это отдано на откуп авторитетным академикам.
— Мы не заказываем учебники, у нас та же функция, что и у техосмотра в ГАИ, — объяснил Исаак Калина. — Если учебник проходит экспертизу, значит, он соответствует критериям. А дальше, если можно так выразиться, начинается “тест-драйв”: педагог занимается по пособию, обкатывает его и в конце концов выбирает то, которое его устраивает.
Сегодня Федеральный перечень учебников состоит из 1300 наименований. Из них только пособий по алгебре для 9-го класса — больше полусотни. Как “Марьванна” будет ориентироваться в таком разнообразии, пока непонятно.
— В будущем году академиями будет проведен конкурс, который поможет учителю при выборе того или иного учебника, — подчеркнул Калина. — Должна быть конкуренция. Перечень книг уже сокращается естественным путем: для многих издательств, которые раньше штамповали учебники тысячами, создавать действительно конкурентоспособный продукт стало трудно.
Из издательств, работавших на рынке школьных книг, сегодня осталось не более трети. И это, наверное, хорошо. Потому что у них есть собственные редакции по предметам, связь с методистами и со школами. И они могут апробировать свои новинки в классах. Это гарантирует, что в руки ученикам попадут только умные, добрые и качественные книги. Причем только российских авторов — иностранные книги рекомендовать в качестве школьных пособий теперь не будут.