КАТОРЖНИК

Первой «художницей» Москвы был мужчина

У столичной художественной гимнастики почтенный юбилей – 60 лет! В начале сентября 1947 года старший преподаватель Центрального института физической культуры Михаил Окунев набрал первую в Москве группу «художниц».

ПО ВСЕЙ СТРОГОСТИ

Михаил Тимофеевич Окунев видел свое будущее в балете. С десяти лет он учился в хореографическом училище и даже танцевал на сцене Большого театра вместе с Игорем Моисеевым.

Но время потребовало от него совсем других навыков. После революции Окунев сражается на фронтах Гражданской войны, учится на фельдшерских курсах и параллельно оканчивает Институт физкультуры. Когда его в 1924-м пригласили в это учебное заведение уже в качестве преподавателя спортивной гимнастики, за плечами были работа тренером в школе командного состава РККА и опыт организации знаменитых парадов физкультурников на Красной площади.

Молодой специалист, скоро ставший заведующим кафедрой гимнастики, не намного старше своих учеников. Но как преподаватель он строг и требователен, а резкость в его характере порой принимает форму грубости. Тем не менее ученики ценят возможность заниматься у Окунева и все ему прощают.

Эта резкость позже сыграла с ним злую шутку, когда в 1937-м его пришли арестовывать. Михаил Тимофеевич только что вернулся из театра и даже не успел сменить обувь: так и поехал на допрос зимой в легких лакированных туфлях. Посадили его с группой других спортивных специалистов и ведущих спортсменов, заодно, без ордера на арест. Статьи для него не полагалось, и, возможно, его быстро выпустили бы. Но как только Окунев проявил свой гонор, статья, конечно, нашлась. И по этапу в Воркуту Михаил Тимофеевич отправился в тех же лакированных туфлях, пешком.

КОНЕК С БУЛАВАМИ

Снятия судимости Окунев добился только 1 декабря 1941 года, на фронте. Но до этого была шахта в Воркутлаге, где он толкал вагонетку с углем, а затем работал фельдшером (пригодились навыки, приобретенные в годы Гражданской войны).

В послевоенную Москву Михаил Тимофеевич вернулся с уже серьезно подорванным здоровьем. Это, однако, не помешало ему снова заняться преподавательской работой в ГЦОЛИФКе. Он уже не был заведующим кафедрой, но в качестве старшего преподавателя занялся новым для Москвы видом спорта – художественной гимнастикой.

Вид спорта новый, но москвичам хорошо знакомый. В 20–30-е годы Москва уже переболела «свободным танцем» Айседоры Дункан. Теперь к «движениям души» добавились четкая классификация выразительных средств и программа соревнований, а красным хитонам, в которых щеголяли ученицы американской танцовщицы, пришли на смену спортивные костюмы. От желающих попасть в группу Окунева нет отбоя!
– Нас было 30 человек. Это самый большой набор на художественную гимнастику за все время существования кафедры, – вспоминает ученица Михаила Тимофеевича заслуженный тренер России, профессор РГУФКа Мария Григорьевна Новик.

С ученицами Окунев возится дни напролет. Он устанавливает строгую дисциплину. В Москве 47-го нет купальников для выступления. Михаил Тимофеевич убеждает девчонок, чтобы они сшили купальники себе сами.

Преподает спортивную гимнастику и акробатику, ставит хореографию. Причем все балетные па, прыжки, упражнения с предметами – обручем, лентами, скакалкой – показывает сам. А упражнения с булавами – вообще его конек!

Уже в 1948-м, на II Всесоюзном конкурсе по художественной гимнастике в Тбилиси, его воспитанницы в составе двух сборных Москвы занимают призовые места. Но обучение длится всего год: Окунев ссорится с начальством и покидает институт...

КАК ВЫРАСТИТЬ ЧУДО С БАНТИКОМ

– Когда он ушел, мы остались без присмотра, – рассказывает Мария Григорьевна. – Большая часть состава ходила тогда на занятия к Михаилу Тимофеевичу в ЦСКА.

Окунев готовит к всесоюзным соревнованиям тех, кому удалось пробиться в сборные Москвы, привлекает к работе по развитию нового вида спорта в стране и даже мире. В художественной гимнастике остались и Мария Новик, и Валентина Батаен, впоследствии заслуженный тренер СССР, и Ирина Изгаршева, Валентина Николаева, Диана Сивакова, Регина Макоева, Галина Половинкина.

Благодаря «команде Окунева» художественная гимнастика пустила в столице глубокие корни. Московская школа воспитала и первую абсолютную чемпионку мира Людмилу Савинкову, и «русское чудо с бантиком» Елену Карпухину, а с созданием Центра олимпийской подготовки под руководством Ирины Винер  вступила в пору своего расцвета.

К чести Ирины Александровны она не изменила традициям, заложенным Михаилом Окуневым 60 лет назад. Своих побед московские «художницы» достигают отменной хореографической подготовкой. И железной дисциплиной, конечно, тоже!

ВИЗИТКА

Михаил ОКУНЕВ родился 21 ноября 1896 года во Владимире. Преподаватель спортивной гимнастики в Институте физкультуры в Москве, заведующий кафедрой гимнастики (1934–37). Председатель Московской федерации художественной гимнастики, главный судья чемпионатов Москвы. Заслуженный тренер СССР. Награжден Орденом Красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Вены». Умер в 1980 году.

СПРАВКА

1934. При Государственном институте физической культуры имени Лесгафта (Ленинград) открывается Высшая школа художественного движения.

1946. Приказом всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта художественная гимнастика утверждена как вид спорта.

1947. В Таллинне проводится I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике.

1963. Первой абсолютной чемпионкой мира становится Людмила Савинкова (Москва).

1984. Дебют художественной гимнастики на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. Из-за бойкота Игр СССР олимпийской чемпионкой стала Лори Фанг (Канада).

1998. В Москве на базе Олимпийской деревни, построенной к Всемирным юношеским играм, открывается Центр олимпийской подготовки Ирины Винер.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру