Мало кто ожидал, что на последнем заседании Градостроительного совета при мэре Москвы архитекторы будут обсуждать интересные проекты. Обычно на конец года оставляют самые “непроходные” вещи — типа вывода конторы “Остап и компаньоны” за МКАД. Но повестка дня поразила: как на хорошем обеде, было предложено три полноценных блюда и вкуснейший десерт.
Начнем с десерта от звезды архитектуры Нормана Фостера. Он предлагает построить в Нагатинской пойме исполинский развлекательный комплекс “Хрустальный остров”. На его фоне лондонское “яйцо” (тоже работы Фостера) выглядит весьма скромно.
Как доложил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, “Хрустальный остров” — конструкция диаметром 600 метров и высотой 450 м, состоящая из закрученных по спиралям вантов. До высоты 150 м комплекс заполнен полезной площадью. В одной части предусмотрены зимние сады, театр, SPA, рестораны, магазины, нижняя смотровая площадка.
В другой — гостиница и апарт-отели. На уровне примерно 300 м — верхняя смотровая площадка. Все, что выше, предназначено для технических помещений. Например, для системы, которая будет генерировать солнечную, тепловую и ветровую энергию. А верхушку комплекса венчает шпиль.
Учитывая масштабы сооружения, проектировщики планируют построить подземную автостоянку на 16 500 машино-мест и усилить транспортные артерии. Здесь должен пройти участок 4-го кольца, а вдоль Москвы-реки появится дорога, которая свяжет 3-е и 4-е кольца. Между “Автозаводской” и “Коломенской” появится еще одна станция метро (ее проект уже готов).
Однако многие члены общественного градсовета приняли проект в штыки. Одному архитектору показалось, что конструкция “вываливается на проспект Андропова и занимает слишком много места на фоне чудесной природы”.
Другой возмутился, что шпиль “Хрустального острова” “накладывается” на храм Вознесения. А когда один из экспертов сказал, что “Хрустальный остров” может стать новым символом города, его чуть не освистали.
Спас г-на Фостера г-н Лужков.
— Решение очень оригинальное. Это не то плоскомордие, которое нам обычно предлагается. Мне кажется, что последние выступления были не совсем выверенными с точки зрения этики, — тактично заметил мэр. Единственное, над чем Лужков предложил подумать разработчикам, — можно ли укоротить шпиль и чуть “подсобрать” нижнюю часть. Но подчеркнул, что это не указание, а просто рекомендация.
Остальные вопросы обсуждали более благодушно. Например, проект переустройства воздушных линий электропередачи (ЛЭП). Проектировщики планируют закопать их в землю, в коллекторы. Эксперимент начнется в трех районах СВАО — Бибиреве, Отрадном и Южном Медведкове. На освободившейся территории можно построить около миллиона кв. метров муниципального жилья, три физкультурно-оздоровительных комплекса, две музыкальные школы и разбить парк. Вместо 10 тысяч гаражей, которые нынче располагаются под ЛЭП, предстоит возвести около 20 тысяч машино-мест в подземных гаражах и на гостевых стоянках. Юрий Лужков идею похвалил: “Вдоль МКАД — засилье ЛЭП и пустые пространства. Так что работы в СВАО — это только начало процесса”.
Одобрили спецы и реконструкцию транспортно-пересадочного узла “Выхино”, о которой говорили еще в прошлом веке.
На месте нынешних перронов метро и железной дороги, открытых всем ветрам, появится терминал, из которого пассажиры смогут попадать на автобусные остановки по крытым галереям (подробнее об этом проекте читайте в “МК” в четверг, в рубрике “Московский городовой”).
Обсудили архитекторы и еще один транспортный долгострой — проект первого участка скоростного трамвая вдоль шоссе Энтузиастов. По плану, линия будет состоять из двух участков. От МКАД до 4-го кольца трамвай пойдет по эстакаде. А от проспекта Буденного до площади Рогожской Заставы — по земле, на некотором возвышении, “чтобы машины не взгромождались”. Новая 11-километровая линия свяжет район Ивановское со станцией метро “Шоссе Энтузиастов” и далее пойдет до площади Рогожской Заставы, станций “Площадь Ильича” и “Римская”.
Некоторые чиновники, правда, сетовали, что скоростной трамвай — слишком дорогая затея. Но мэра эти высказывания оставили равнодушным: “Я думаю, что как решение транспортной проблемы такого крупного района, как Ивановское, это полезно. Мы должны принять это предложение”.