Мазут — дело темное

Утечка топлива прославила ручей Дулев на всю страну

Первая послепраздничная неделя в Московской области прошла под знаком локальной экологической катастрофы. Новостные программы ведущих российских телеканалов открывались репортажами с берегов никому не известного Дулева ручья в Королеве, где целая рать спасателей и спецтехники вылавливала мазут, разлившийся перед Рождеством на территории ракетно-космической корпорации “Энергия”. В вонючей жиже плавали дохлые и полуживые дикие утки. Птичек было ужасно жалко. Они вызывали у публики шок.

Похоже, после разлива топлива из лопнувшей емкости на заводе никто не занимался сбором нефтепродуктов, что нужно было сделать в первую очередь. Иначе они не попали бы в таком количестве в систему канализации. Понятное дело: затяжные каникулы, праздники, то да се…

Куда не надо утекло порядка 300 кубометров ядовитого вещества. Причем не только через “ливневку” в приток реки Клязьмы ручей Дулев, где развернулось главное действие “по недопущению попадания” нефтепродуктов в одну из самых протяженных водных артерий Подмосковья. Как выяснилось позднее, по системе городской канализации в день аварии часть мазута ушла на очистные сооружения в Щелковском районе, которые принимают свои и соседские стоки. На станции аэрации из-за этого забились решетки дорогих немецких машин. Пятимиллиметровые зазоры, не рассчитанные на такую нагрузку, не сумели переварить вязкое вещество. Импортная техника отключилась автоматически.

Выручили допотопные станки советских времен, с решеток которых мазут сгребали вручную. И все же очистить стоки до конца так и не удалось. В месте выпуска стоков со станции аэрации на поверхности реки Клязьмы появилось маслянистое пятно с запахом нефти, а в воде было зафиксировано двукратное превышение ПДК по нефтепродуктам.

  Правда, через несколько дней после ЧП, по заверениям областного санэпиднадзора, вода в реке устаканилась и вошла в норму, сейчас ее фон остается спокойным. Анализы проб, взятых в минувший понедельник, показали, что уровень нефтепродуктов в реке меньше предельно допустимых концентраций. В этой связи главный санитарный врач г. Королева Ольга Богатикова сообщила, что обстановка позволяет теперь не проводить ежедневный анализ речной воды, как было в первую неделю после аварии. “В этом нет необходимости”, — сказала она. На территории же Щелковского района вода из Клязьмы будет исследоваться в четверг, то есть завтра. Ее состояние в общем и целом опасений не вызывает.

Ну а на берегах Дулева ручья спасательная операция не сворачивается. Как сообщили “МК” в региональном центре МЧС, там продолжают трудиться около 250 человек. За семь дней, в течение которых в Королев подтягивалось все больше техники и людей, удалось собрать примерно 300 кубометров нефтепродуктов и 1400 тонн взвесей. По мере отлова и утилизации загрязнений участники операции будут переключаться на уборку прилегающей территории. А дальше, как рассказали спасатели, они собираются перекрыть доступ воды в русло Дулева ручья, чтобы, откачав ее полностью, убрать осевший на дне мазут. Позднее будет проведена рекультивация клязьминского притока.
Что будут делать с канализацией, на стенках которой тоже осели нефтепродукты, пока не придумали.

Пернатых жертв катастрофы в подмосковном Королеве с каждым днем становится больше. На Дулев ручей, куда вылились нефтепродукты, прилетают новые утки и находят здесь свою смерть.

Как пояснил “МК” вице-президент Союза птиц России Владимир Романов, сразу после катастрофы часть уток улетела с ручья, а те из них, что выпачкались в мазуте и нефти, погибли. Птицы, успевшие благополучно покинуть опасное место, со временем стали возвращаться на водоем. Но ручей до сих пор полностью не очищен. Между тем достаточно одного маленького мазутного пятнышка на крыле, чтобы птица погибла. Когда утка клювом начинает чистить оперение, смесь мазута и нефти попадает в желудочно-кишечный тракт и вызывает сильный токсикоз. Ситуацию усугубила хорошая погода: под лучами солнца нефтяные пятна начинают испаряться, отчего страдает респираторная система уток.

В зоне трагедии постоянно дежурят орнитологи. Пострадавших бедолаг в картонных коробках доставляют в госпиталь для птиц, где отмывают средством для мытья посуды, делают им инъекции витаминов и иммуномодулирующих препаратов (чтобы помочь организму справиться с токсикозом). Однако спасти удается не всех — одна из уток на днях погибла.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру