Великий инновационный почин

В 90-е годы слабая поддержка малого бизнеса оправдывалась нехваткой средств. Теперь в государстве денег едва ли не больше воды. А с поддержкой и развитием малого бизнеса все еще неважно. Особенно в инновационной сфере.

Подобный малый бизнес сейчас находится на крайне низком уровне, по сути дела в зоне статистической погрешности. Так, доля малых предприятий в затратах фирм на НИОКР в обрабатывающей промышленности составляет всего около 2,1%. В то же время в развитых странах малые и средние предприятия вносят существенно больший вклад в инновации. В США, Германии, Италии это порядка 5%, а в Канаде, Великобритании, Испании, Финляндии — более 10%.

Парадокс — финансирование для инновационных проектов в сфере малого бизнеса есть, а сами проекты можно пересчитать по пальцам.

Очевидно, что систему поддержки и развития высокотехнологичных и инновационных направлений малого бизнеса необходимо выстраивать с первых его шагов. По словам президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России” Сергея Борисова, пока мы не овладели искусством пошагового финансирования — от появления идеи до ее коммерциализации. Зато им овладели финны, датчане, корейцы, сингапурцы. Нам же катастрофически не хватает инфраструктуры, промышленных и технопарков. Правительство обещает, что в скором времени будет примерно сто бизнес-инкубаторов. Но стране нужно гораздо больше, не менее 500. Это площадки для стартующего бизнеса, где могут размещаться в первую очередь инновационные компании.

Но и этого недостаточно. В бизнес-инкубаторах они могут находиться 3 года. Куда дальше идти? В промышленный парк. Их строят активно повсюду. Например, в Словакии за последние 5 лет создано 50 таких объектов, специализирующихся на производстве запасных частей для крупных автомобильных концернов.
В Финляндии существуют технополисы, которые включают бизнес-инкубаторы, технопарк и расположенный неподалеку университет. В университете находят человека с интересной идеей, прикрепляют к нему кураторов и прорабатывают совместно посевной этап развития проекта. Причем помогают не только советами, но и деньгами. В результате из 100 заведенных в бизнес-инкубаторы предприятий на выходе получают до 80 растущих компаний.

И такой подход позволил бывшей окраине Российской империи занять одно из первых мест в мире по показателям конкурентоспособности.

К проблеме создания промышленных парков напрямую примыкает другая — поддержка экспорта малых предприятий. Такая программа существует, но ее зона крайне ограниченна. Пока лишь сотни компаний оказались в сфере ее действия. А вместе с тем во многих странах существуют специализированные государственные структуры, которые занимаются продвижением брендов продукции небольших фирм за рубежом.

Лидером по развитию малого и среднего бизнеса в последние годы можно назвать Южную Корею. Это несколько неожиданно, так как экономика этой страны основана преимущественно на крупных, тесно связанных с государством компаниях. В целом ситуация с развитием предпринимательства сильно напоминала российскую. Люди видели свою задачу попасть в один из таких концернов и делать карьеру внутри него. То есть о том, чтобы открыть свое дело, стать предпринимателем, мало кто мечтал. К слову, с такой ситуацией столкнулась не только Южная Корея, похожий сценарий сейчас развивается во Франции, в Германии. Но в Корее она зашла особенно далеко. И правительство осознало, что такая структура экономики будет гасить предпринимательские порывы нации, остановится появление новых бизнесов.

Разразившийся финансовый кризис также подтолкнул заняться развитием малого предпринимательства. Ведь большие компании чрезмерно подвержены влиянию международной конъюнктуры. В итоге было принято решение о создании двухуровневой экономики: на первом уровне — крупные предприятия, на втором — малый бизнес.

Успех корейской программы в первую очередь связан с формированием целостной системы поддержки малого бизнеса. Есть министерство, занимающееся развитием малого бизнеса. Его представительства открыты во всех регионах. У ведомства широкий диапазон деятельности, начиная от создания условий для доступности финансовых ресурсов до содействия повышению технологического уровня компаний. Помимо министерства работает специальная президентская комиссия, которая заточена исключительно на задачах развития этого сектора. Столь высокий уровень объясняется огромным количеством административных барьеров на пути развития предпринимательства. А так как административные барьеры чаще всего возникают на стыке деятельности различных ведомств, то устранять их должна структура, находящаяся, как говорится, над схваткой. Это позволило за последнее 10 лет, по оценке ОЭСР, Южной Корее сделать огромный рывок по сокращению количества бюрократических препон для малых компаний. Им удалось то, что никак не получается у нас. С одной стороны, там была выстроена целостная система поддержки малого бизнеса, с другой — планомерно и последовательно ликвидируются все узкие места, которые не дают развиваться.

Сегодня Российское государство предприняло ряд реальных шагов в направлении поддержки малого предпринимательства. Но отдельные меры ситуацию радикально не изменят. Главный вывод очевиден — поддержка бизнеса должна носить комплексный и стратегический характер и стать новым национальным приоритетом, а не разовой кампанией.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру