“МиГи” возвращаются из теплых стран

Почему Алжир отказывается от российских самолетов

В понедельник в Россию прилетел президент Алжира Абдельазиз Бутефлика. Его визит в Москву омрачил громкий скандал, разразившийся накануне. Такого конфуза в мировой истории военно-технического сотрудничества не случалось еще никогда: иностранный заказчик возвращает продавцу уже закупленную технику! Заказчиком в данном случае выступил Алжир, продавцом — Россия, которой возвращают 15 самолетов “МиГ”.

Официальное соглашение о возврате в Россию “МиГов”, поставленных Алжиру в 2006—2007 годах, подписали на прошлой неделе “Рособоронэкспорт”, корпорация “МиГ” и ВВС Алжира. Контракт на сумму $1,286 млрд. под угрозой срыва.

За разъяснением ситуации “МК” обратился к эксперту в области вооружений, который пожелал остаться неназванным, поскольку его позиция во многом не совпадает с официальной:

— Контракт на сегодняшний день пока не расторгнут, но дело идет к тому. Сейчас реальные претензии имеются к 2 самолетам из 15. Конфликт по поводу поставки в Алжир наших “МиГов” длится, периодически обостряясь, уже почти полгода и имеет как объективные, так и субъективные причины.

К объективным можно отнести то, что им поставили самолеты, которые у нас имелись, как говорят, “в заделе”. Это машины, которые строили еще в 90-х годах. Потом провели дефектацию, поменяли оборудование… Но при подписании контракта это все оговаривалось,  никаких претензий на стадии подписания не было.

Они появились, когда самолеты уже начали летать и были введены в состав вооруженных сил. У них начались отказы: то оборудования, то радиолокационных прицелов… Хотя никаких крупных ЧП не было и ни один самолет не разбился.

Надо признать, что ко всему нашему вооружению сегодня имеется очень много претензий. К западному — гораздо меньше. У нас же в последнее время одна из главных проблем — качество поставляемого вооружения. И это уже признается на всех уровнях. У нас сейчас что ни возьми — подлодку или самолет — все приходится доводить и дорабатывать. Вот и в Алжир в прошлом году тоже выезжала целая бригада доделывать “МиГи”. Вроде бы тогда ситуацию разрулили, но прошлой осенью опять начался процесс обострения.

Правда, тут нужно учитывать еще и субъективные причины. В Алжире недавно побывал президент Франции Саркози. Во время его визита речь шла о поставках 50 “рафалей”. Когда в руководстве Алжира мощное лобби стало толкать эту французскую линию, то к нашим “МиГам” претензий стало еще больше. Теперь заказчики вообще приостановили приемку самолетов и ставят вопрос о том, чтобы вернуть их назад. Однако непонятно, как тут разойтись мирно. Финансовые расчеты в этой сделке слишком сложны. Часть оплаты идет в счет погашения алжирского долга нашей стране, частично “живыми” деньгами, а частично по системе “трейд ин” (старые в зачет новых). В общем, кто кому что должен возвращать — разобраться будет трудно.

Кстати, Россия собирается экспортировать в Алжир и другое вооружение. К примеру, самолеты “Су-30МКА” (аналог индийского “Су-30МКИ”), контракт на которые в количестве 28 штук был подписан в 2006 году. Первые два самолета уже поставлены. В этом году планируется поставка и первых “Як-130”. К ним пока претензий нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру