Щит, блеск, красота

Под Лосиный Остров запустят уникальный проходческий комплекс

Лосиный Остров — это не только национальный парк, но и территория, по которой пройдет Четвертое транспортное кольцо. Точнее, пройдет-то оно, конечно, под Лосиным Островом — в тоннеле. Ведь если делать здесь эстакаду, то, по выражению Юрия Лужкова, “получится не национальный парк, а что-то другое”.

Специалисты уже начали предпроектные разработки будущей трассы. Подробности стали известны “МК”.

По планам, тоннель под Лосиным Островом должен соединить Открытое и Ярославское шоссе. Его трасса в основном совпадает с Малым кольцом железной дороги.

Ясно, что разворачивать бурное строительство на территории лесопарка нельзя. Поэтому тоннель станут рыть уже привычным для Москвы способом — на большой глубине, с помощью немецкого проходческого щита “Херренкнехт”. Но не того, который использовался при строительстве Лефортовского и Серебряноборских тоннелей, — он, прокладывающий подземную дорогу шириной лишь в три полосы, для нынешнего проекта маловат. Нет, Четвертое кольцо будет осваивать более мощный щит, способный аж на пять полос (его диаметр — 19 метров). Однако сверхспособности щита скорее всего не понадобятся: подземная трасса под Лосинкой будет иметь по четыре полосы движения в каждую сторону.

Правда, в природе этого огромного проходческого комплекса пока не существует.

— Самый большой щит из существующих прошел в Испании, но там лишь 4 узкие полосы. А машина диаметром 19 метров, которая будет работать в Москве, позволит сделать 4 полноценные полосы с запасом, — говорит инженер технического надзора крупной строительной фирмы Андрей Янчуков. — Насколько я знаю, немцы провели теоретические расчеты и начали работы по созданию щита. Реальные сроки его строительства — 1,5—2 года. (Примерно к этому времени может появиться и окончательный проект тоннеля под Лосиным Островом. — Авт.).

— Почему Москва заказывает щиты именно у “Херренкнехта”? Разве другие организации не строят горнопроходческие комплексы?

— Дело в том, что большие машины имеют принципиальную разницу — одни служат для работы в слабоустойчивых грунтах (как в Москве), другие — в скальных породах. “Херренкнехт” давно специализируется на щитах, прокладывающих тоннели в слабоустойчивых грунтах.

— Можно ли сделать щит, который будет еще больше в объеме?

— На сегодняшний день можно сделать машину до 20 метров в диаметре. А для создания щитов, превышающих эти размеры, расчетов не было.

Впрочем, куда уж больше! Громоздкий щит и без того доставляет немало хлопот зодчим. Во-первых, по словам главного инженера проектов НПО транспорта и дорог НИиПИ Генплана Москвы Татьяны Сигаевой, строительство магистрали с применением комплекса “Херренкнехт” не позволяет спланировать полноценную транспортную развязку на пересечении Четвертого кольца с Ярославским шоссе. Поэтому инженерам придется исхитриться, чтобы обеспечить в этом узле полное поворотное движение. А во-вторых, поскольку щит сам не умеет вылезать на поверхность, работая исключительно на большой глубине (до 40 метров), после окончания работ его поднимут специальными домкратами. А к глубокому тоннелю с обеих сторон пристыкуют мелкие, по которым автомобили станут спускаться и подниматься на поверхность.

Но что поделать — такова плата за сохранение природы. Остается добавить, что новый проходческий щит построит еще два экологически чистых тоннеля на Четвертом кольце — под музеем-заповедником “Коломенское” и Филевским парком.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру