Москва стара, как Рим

Белокаменной может быть больше тысячи лет

Каждый день в десятках мест столицы археологи делают открытия, дополняющие, а иногда и переписывающие историю города. Сезон раскопок 2008 года был богат на сенсации. О достижениях и планах исследователей московской старины “МК” рассказал главный археолог столицы академик архитектуры Александр Векслер.

— В этом году мы успели исследовать около 80 объектов как в центре, так и на периферии Москвы, — говорит Векслер. — Сегодня наиболее перспективный из них — это Лефортово. Он интересен тем, что здесь был разбит первый в России регулярный парк. По преданию, к его проектированию приложил руку сам Петр Великий.

Однако пока большая часть остатков лефортовских шедевров садово-паркового искусства и архитектуры погребена под двух-трехметровым слоем земли. Это касается и фундамента одной из главных построек парка — Головинского дворца. Его внешний вид известен по старинным изображениям, а вот точное местоположение предстоит установить археологам.

— К сегодняшнему дню частично открыто основание дворцового храма, — объясняет Векслер. — Помимо него нам удалось выявить Анненгофскую кашкаду, это уникальное сооружение из белого камня и дерева. Сложная конструкция кашкады включает в себя не только собственно каскад, но и крепления берегов, и набережную Головинского пруда.
В будущем археологи предполагают найти служебные постройки парка, оранжерею, трассы существовавших в парке каналов, остатки мостов и фонтанов.

— Работа проводится сообразно с интересами проектировщиков, поэтому раскопки пройдут в максимально короткие сроки, — добавляет археолог. — На основе полученных нами данных парк, насколько это возможно, будет воссоздан. На мой взгляд, Лефортовский проект не менее интересен, чем Царицыно.

Недавно столичные археологи закончили работу на самом крупном и значимом на сегодня объекте — Теплых торговых рядах. Они расположены близ пересечения Ильинки и Богоявленского переулка.

— В прошлом ряды были частью Великого посада, — поясняет Векслер. — В период позднего Средневековья на этом месте были боярские и княжеские усадьбы, еще раньше здесь жил торговый люд. Чем и с кем они торговали, мы узнаем по находкам, в частности, по торговым пломбам и интереснейшим импортным изделиям.

Находкой года главный археолог считает найденную в Теплых рядах стеклянную иконку. Ее изготовили явно не в Москве — скорее всего в Константинополе, может быть, в Венеции — это должно выясниться после дополнительного исследования.

— Кроме того, здесь был найден интересный перстень со стеклянной вставкой, также привозной. На нем изображена мифологическая сцена — два зверя у алтаря. Не менее интересные находки — перстни-печатки, их найдено около 20 штук. С помощью таких печаток маркировали имущество и запечатывали амбары, причем не только аристократия, но и купцы.

Также в Теплых рядах найден небольшой клад — 11 очень ранних по московским меркам монет. Они относятся к временам сына и внука Дмитрия Донского, московских князей Василия Дмитриевича и Василия Васильевича Темного. Это серебряные копейки — монеты, на которых изображен ездец — всадник с копьем. Кстати, именно от этого изображения, а точнее, от слова “копье” и произошло название “копейка”.

— Помимо прочего здесь найдено рекордное для московской археологии количество стеклянных браслетов XII—XIII веков — более 60 штук, — добавляет археолог. — Это традиционное украшение горожанок, в Москве их не делали, поэтому все они привозные, главным образом из Киева и Смоленска.

— Не было ли в этом году новых находок, позволяющих “удревнить” возраст Москвы?

— И в прежние годы было множество, — считает Александр Векслер. — Археология давно подтвердила, что Москве намного больше 860 лет. Для того, чтобы ее “состарить”, сегодня есть даты на любой вкус. Еще в 1959—1961 годах я имел счастье участвовать в работе экспедиции под руководством выдающегося исследователя Николая Николаевича Воронина. Мы копали, пока проектировался и строился Кремлевский Дворец съездов (сейчас просто Кремлевский дворец). И хотя раскопки не были завершены, мы успели дойти до горизонта, который четко датировался XI веком. Уже на основании этого можно с уверенностью утверждать, что Москва существовала по крайней мере за сто лет до того, как ее впервые упомянули в летописях. А отдельные находки на территории Кремля указывали и на более ранние сроки.

В первую очередь против “состаривания” Москвы выступает научное сообщество. Дело в том, что по давно сложившейся практике возраст города отсчитывается со дня первого упоминания о нем.

— Это, как известно, не помешало некоторым городам сделаться на несколько сотен лет старше, — продолжает Александр Векслер. — Пример, который до сих пор у всех на слуху — Казань, которая сначала отметила 700-летие, а вскоре после этого — 1000-летие. Такой “временной скачок” позволили совершить находки археологов. Кстати, сегодня последовать примеру казанцев собираются жители Уфы. Местные археологи доказывают, что столице Башкирии также скоро исполнится 1500 лет.

Но самое известное “состаривание” произошло еще в прошлом веке, когда Киев отметил свое 1500-летие. Первое упоминание о “матери городов русских” относится к IX веку, то есть его летописный возраст — 1100 с лишним лет. Однако идею отметить полуторатысячелетний юбилей поддержал тогдашний руководитель Института археологии АН СССР академик Рыбаков.

— По моему мнению, все разговоры о том, что Москва не выходит на 1000-летний юбилей, — снобистские, — подытожил Векслер. — У Москвы для этого даже больше оснований, чем у многих других городов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру