Бронежилет для прессы

Военных журналистов хотят обезопасить законом

События в Южной Осетии в очередной раз заставили говорить о проблемах российской военной журналистики. Как стало известно “МК”, сейчас обсуждаются возможные поправки в Закон о СМИ, которые хоть в какой-то мере смогут обезопасить работающих в “горячих точках” корреспондентов. Об этом мы побеседовали с председателем Ассоциации военных журналистов полковником Геннадием ДЗЮБОЙ.

— Журналистов отправляют на войну (это касается всех СМИ без исключения) не прошедшими специальной подготовки, без страховки, без бронежилетов, без аптечек. Цхинвал показал, что через некоторое время после начала боевых действий сели аккумуляторы мобильных телефонов, и журналисты оказались отрезанными от редакций…

Мое глубокое убеждение: руководители СМИ должны нести персональную ответственность за отправку неподготовленных журналистов в зону боевых действий. Нужны соответствующие поправки в Закон о СМИ.

— Какие конкретно поправки?

— Текст предложений мы сейчас готовим. Прежде всего журналист должен быть застрахован — на Западе все, даже форс-мажорные, ситуации прописаны в журналистских контрактах. Потом, журналисты у нас до сих пор страхуются на 10—15 тысяч рублей. Что с этими рублями можно сделать в случае контузии, ранения?.. Кроме того, редакции должны обеспечивать своих сотрудников средствами бронезащиты. Перед командировкой они должны проходить специальную подготовку, а после — психологическую реабилитацию…

Как выходили с репортажами из Цхинвала журналисты? У одних были бронежилеты с несъемными логотипами канала. А это в ряде случаев может привести к гибели журналистов или захвату их в заложники — если какой-то материал, даже подготовленный не этим корреспондентом, направлен против конкретного вооруженного формирования.

Журналисты другого телеканала были в бронежилетах цвета хаки, что не только запрещено международным гуманитарным правом, но и просто опасно…

— А что за специальная подготовка?

— С 2006 года Ассоциация военной прессы проводит обучение журналистов работе в экстремальных условиях. Пока мы подготовили 150 человек. Не хватает денег. С нами работают все силовые ведомства: МВД, МЧС, ФСБ, Минобороны…

Мы моделируем ситуации, максимально приближенные к боевым. Скажем, колонна попала под обстрел — куда прятаться? Как остановить кровь, если вы получили ранение? Или как снимать бой в городе? Или как вести себя при преодолении контрольно-пропускных пунктов? Я сам видел, как прикладом разбивали камеры журналистам, снимавшим из машины КПП. Жизнью за это можно поплатиться… Есть вещи, которые человек должен знать, если он хочет выжить в зоне боевых действий.

P.S. 18 сентября комиссия Общественной палаты РФ по коммуникациям, информполитике и свободе слова в СМИ совместно с Союзом журналистов Москвы, Ассоциацией военной прессы и Московским бюро по правам человека проводит общественные слушания на тему: “Проблемы работы СМИ в условиях боевых действий и экстремальных ситуациях”.

Адрес: Москва, Миусская пл., д. 7, стр. 1, здание Общественной палаты РФ, 1-й этаж, зал совета.

Начало — в 14.00.


Аккредитация журналистов по тел. (495) 221-83-61.

Из карманной памятки

“Работа журналистов в экстремальных условиях”

“Если ты снимаешь работу гранатометчика и у тебя хватило мозгов, чтобы перед ним не становиться, знай, что за ним тоже стоять нельзя — реактивная струя разобьет аппаратуру и нанесет тебе увечье”.

“Если ты совсем не дружишь с головой и самостоятельно ищешь приключения во время ведения боя, то возьми у военных наземный сигнальный патрон или ракетницу, чтобы в случае подрыва или ранения было ясно, откуда тебя вытаскивать”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру