Как Минюст генералов ублажил

Сможет ли Генштаб подорвать боеготовность армии?

В нашей стране уже почти месяц идет осенний призыв в Вооруженные силы. Служить юношам отныне предстоит всего один год. За это время, как говорят сами военные, настоящего бойца подготовить сложно, поэтому роль допризывной подготовки возрастает многократно. Такой подготовкой, как известно, всегда занималось ДОСААФ, позже его правопреемник РОСТО — Российская оборонная спортивно-техническая организация. Однако в этом году Генштаб отказался от ее услуг, ссылаясь на данные Минюста о том, что у РОСТО имеются проблемы с законом.

Что незаконного совершила РОСТО? И кто теперь будет заниматься обучением специалистов для армии, если РОСТО ежегодно готовила порядка 80% от числа всех призывников страны?

14 октября Генштаб объявил результаты тендера, который проводился среди организаций, желающих помочь стране в подготовке будущих специалистов для Вооруженных сил. На эти цели в 2009 году бюджетом выделяется 2,8 млрд. рублей.

Из 8 организаций, участвовавших в тендере, победителями стали 3, остальные 5 из него вылетели, в том числе и РОСТО — самая массовая в стране общественная организация. Хотя из 146 лотов тендера, по 116 РОСТО была единственным претендентом, желающим и имеющим возможность выполнить обозначенную в них заявку на обучение механиков, радиотелеграфистов, водителей — всего около 80 тысяч человек по 30 военно-учетным специальностям.

То есть Генштаб отказался от услуг организации, которая готова обучать по 80—100 тысяч человек в год, в пользу тех, что могут справиться лишь с 2—3 тысячами призывников? И это при том, что в связи с переходом на год службы теперь планируется ежегодно призывать свыше 400 тысяч человек. Судя по этим цифрам, у победителей тендера должны были быть весьма убедительные аргументы. И они, похоже, были.

Например, одним из победителей стало ДОСВАМ — Добровольное общество содействия военным автомобилистам и механикам — тоже общественная организация, которая в свое время отпочковалась от РОСТО и работает теперь в Приволжском федеральном округе. Говорят, что с подачей документов на конкурс ДОСВАМ опоздало, но это не помешало ему победить. У этой организации нет такой учебной базы по всей стране, как у РОСТО, поэтому на выделенные Минобороны деньги ДОСВАМ заключает договора с другими структурами, например ПТУ, которые готовят водителей. Фактически ДОСВАМ выступает посредником между Минобороны и ПТУ и, как всякий посредник, имеет со сделки свой процент.

В принципе ничего криминального тут нет. Хотя с точки зрения экономики все же непонятно: почему с посредником Генштабу работать выгоднее, чем с непосредственным исполнителем, таким, как РОСТО? Возможно, ответ кроется в деталях? Вот, например, одна из них: в списке членов конкурсной комиссии Генштаба значится офицер по фамилии Клыков с инициалами И.В. Одну из организаций, которую в тендере представляет ДОСВАМ, также возглавляет человек по фамилии Клыков, но с инициалами В.И. Кто они: однофамильцы или папа с сыном? Если родственники, то хотелось бы знать: как юридическая практика трактует подобные совпадения?

Игры Минюста


Официальной причиной отлучения РОСТО от тендера стали проблемы с его регистрацией в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Почти год под различными предлогами Минюст не желает заносить в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица РОСТО фамилию ее нового председателя — Юрия Камышанова.

Тут, пожалуй, требуется пояснить. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 8.08.2001 №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” в ЕГРЮЛ должны быть внесены сведения о руководителе любой организации, от имени которой он имеет право действовать без доверенности как юридическое лицо: подписывать договора, совершать сделки, скрепляя их своей подписью. Если на договоре стоит подпись человека, не внесенного в ЕГРЮЛ, то он может быть оспорен в суде и признан неправомочным.

Так чем же Камышанов не угодил Минюсту, что тот не желает видеть его фамилию в своем ЕГРЮЛ? Минюсту — ничем, зато он категорически не устраивает Генштаб, который планировал на это место своего человека. Но вот с чьей команды Минюст стал игрушкой в руках Генштаба — вопрос особый.

Казалось бы, техническая процедура — фамилию одного руководителя организации поменять на другую. Но нет. Если у тебя имеется административный ресурс, то эта процедура может стать прекрасным способом шантажа и давления на любую организацию.

Представим гипотетически такую ситуацию: кто-то очень сильно высокопоставленный звонит чиновнику Минюста и просит не регистрировать в ЕГРЮЛ главу некой организации потому, что на этом месте его руководство хотело бы видеть “своего” человека, а не того, кого выбрал коллектив организации. Не будем ни о ком думать плохо, предполагая, что эта просьба подкрепляется чем-либо материальным. Скорее всего, решающую роль тут играют доводы о государственных интересах, призывы о борьбе с коррупцией и прочая патриотическая риторика.

Идти наперекор “государственным интересам” осмелится не всякий чиновник. И вот уже организация, которая всего-то и хотела, что зарегистрироваться в ЕГРЮЛ, день и ночь собирает справки — о том, что выборы руководителя прошли законно, что выборщиков было достаточно, все они не сумасшедшие, их родители, дети и племянники до третьего колена — тоже…

Примерно этим самым с декабря прошлого года и пришлось заниматься РОСТО. В конце концов народу это надоело, и руководство РОСТО подало иск в суд на неправомерные действия Федеральной регистрационной службы Минюста, которая нарушает их права. Результат оказался ошеломляющим…

Кто равней перед законом?


В определении судьи Замоскворецкого районного суда Лобовой Л.В., переданной РОСТО, было сказано, что Замоскворецкий суд не может рассматривать иск к Минюсту, так как это министерство расположено на территории Тверского суда, а потому истец должен обратиться “по месту нахождения ответчика”. В доказательство своих слов судья приложила выписку из того самого ЕГРЮЛ со сведениями о Минюсте.

Из нее следовало, что фактический адрес Минюста, обозначенный на его бланках и интернет-сайте, не соответствует юридическому. Но это — не главное. Главное — в разделе “сведения о физлицах, имеющих право действовать без доверенности” (это та самая графа, изменения которой в отношении себя уже год добивается РОСТО) утверждалось, что министром юстиции РФ является Юрий Яковлевич Чайка (!).

Напомню, Юрий Чайка стал главой Минюста в августе 1999 года. Затем, в июне 2006-го, его сменил Владимир Устинов. С мая 2008-го Минюст возглавляет Александр Коновалов. Однако в ЕГРЮЛ министром юстиции до сих пор числится Юрий Чайка.

Выходит, если следовать логике чиновников Минюста, столь рьяно требующего от других обязательной регистрации в ЕГРЮЛ, все документы и законы, подписанные и Владимиром Устиновым, а затем Александром Коноваловым, можно смело считать юридически неправомочными?

За толкованием этого правового казуса пришлось обратиться к юристам. Их вердикт был таким:

— Вопрос о правоустанавливающей роли ЕГРЮЛ является спорным и ссылками на какие-либо правовые акты не подтвержден. Поэтому полномочия руководителя организации основываются не на сведениях, включенных в ЕГРЮЛ, а на решениях органов управления этой организации. Однако Федеральная налоговая служба РФ по отношению к ЕГРЮЛ имеет другую позицию. В письме ФНС РФ от 26.10.2004 №90-0-10/4223 “К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ” отражено, что он имеет правоустанавливающее значение. По сути налоговые органы настаивают: пока изменения в ЕГРЮЛ не внесены, их в действительности не существует, и руководителем организации признается лицо, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.

В общем, выбирай сам: хочешь — признавай ЕГРЮЛ правоустанавливающим актом, хочешь — нет. Хочешь — считай Юрия Чайку министром юстиции, а хочешь — генпрокурором.

Хотя в самом Минюсте с таким подходом наверняка не согласны. Спросите там любого: кто ваш министр? Всякий ответит: Александр Владимирович Коновалов. У налоговой службы к нему и его министерству, похоже, тоже претензий нет, хотя фамилии Коновалов в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ не значится.

Фамилии Камышанова в нем тоже нет. Но какая разница в правах! Кто сказал, что перед законом все равны? Нет, у нас всегда есть тот, кто равнее других.

Под крышей штаба моего


И все же из-за чего весь этот сыр-бор с ЕГРЮЛ и тендерами, результаты которых срывают боеготовность Вооруженных сил? За что так самоотверженно воюет Генштаб под знаменем борьбы за государственные интересы?

Цель борьбы святая — материальная. Во имя этой цели Генштаб объявил РОСТО настоящую войну. На протяжении многих лет, начиная еще с советских времен, должность председателя ДОСААФ была креатурой военного отдела ЦК КПСС и Минобороны — на это блатное место назначали только “своих”. Затем ЦК не стало — право назначать “своих” осталось лишь у военного ведомства.

Однако два последних протеже Минобороны в РОСТО окончили плохо. Один — на скамье подсудимых. Другой ушел “на повышение” после серьезных проверок прокуратуры, суливших ему крупными неприятностями. Для многих членов РОСТО — а среди них отставные офицеры, участники боевых действий, кавалеры ордена Мужества, Герои России — это стало последней каплей, после которой молчать они больше уже не могли. И когда Генштаб представил им очередного “варяга”, народ в РОСТО взбунтовался. Кандидата Минобороны прокатили и выбрали своего — генерала Юрия Камышанова, до этого возглавлявшего подмосковную организацию РОСТО. В Генштабе негодовали: кто посмел?!!

И напрасно Камышанов со своей командой пытался объяснить, что сам он — человек военный и пришел, чтобы навести порядок, исключительно в интересах Минобороны. В Генштабе слушать его не желали. Генералам было наплевать, что новый председатель был выбран легитимно, что это — решение трехмиллионной общественной организации. Само слово “выборы” вызывало у них агрессию.

Странно, но когда РОСТО торговала общественной собственностью, нажитой еще в советские годы — самолетами, вертолетами, зданиями, аэродромами, о чем не раз писал “МК”, — в военном ведомстве все это не приводило к столь бурному осуждению, хотя длилось не один год. Но как только новое руководство попыталось изменить ситуацию, поставив барьер беззаконию, это руководство сразу же, уже через неделю после выборов, объявили врагом государства.

Замначальника Генштаба Василий Смирнов, обычно спокойный, вежливый, даже обаятельный человек, на заседании комиссии Общественной палаты орал не своим голосом: “Полагаться на сегодняшнее руководство РОСТО в подготовке военных специалистов — это безумие!”… То, как это делается сейчас, “нас, государство, не устраивает!”… Для нас “главное — управлять денежными потоками, которые направляет государство в финансирование РОСТО!”…

В Генштабе даже не скрывали, чем хотят “управлять”. Но в общественной организации без своего “карманного руководства” делать это, конечно же, очень непросто. А потому военные потребовали сделать РОСТО общественно-государственной структурой под “крышей” Генштаба.

Генштаб не смущало, что деньги военного бюджета составляют около 10% бюджета РОСТО, а контроля Генштаб требует над всеми 100%, а заодно и над собственностью этой организации. Но, видя, как активно сейчас военное ведомство избавляется на аукционах от своих собственных земель и зданий, превращаться в филиал Минобороны РОСТО не спешила.

К тому же и юристы пытались объяснить военным реформаторам, что “приватизировать” РОСТО нельзя, так как “действующим законодательством не предусмотрено такой организационно-правовой формы, как общественно-государственная организация”. Чтобы провернуть этот фокус, Госдуме для начала придется изменить с десяток других законов.

Тогда РОСТО решили взять измором. За последние пять месяцев там уже проведено 3932 проверки: налоговой инспекцией, военной прокуратурой, Минобороны, комиссариатами… Ничего, чтобы убрать неугодное руководство, пока не нашли. Но можно не сомневаться: в Генштабе ребята сидят серьезные. Они просто так не сдаются. Говорят, на помощь генералам уже брошены налоговые органы с их тотальными проверками. Кто следующий будет мобилизован на защиту “государственных интересов” Генштаба?

* * *


Пока с переменным успехом идет вся эта межведомственная возня, Министерство обороны вышло с инициативой сократить с 6 до 3 месяцев срок, после которого солдата-срочника можно будет посылать на войну в “горячие точки”. Сейчас по Положению о военной службе это разрешено делать через полгода, да и то только после специальной подготовки (для сравнения: в армии Израиля этот срок составляет два года).

А теперь скажите: много ли навоюет такой “обученный” за 3 месяца солдат, который еще к тому же до армии не проходил никакой допризывной подготовки? Скорее всего, первые же пули в бою будут его.

Вот и получается, что за все распри Генштаба, Минюста и РОСТО наши мальчики будут расплачиваться собственной кровью…

p-6.jpg
Иван Скрипалев

Авторы:

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

В регионах:Ещё материалы

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру