Меньше чем через шесть лет в Сочи должна пройти зимняя Олимпиада. Менее четырех лет осталось до не менее значимого, хотя, возможно, и менее масштабного события — саммита стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества), который в 2012 году должен пройти во Владивостоке, на острове Русский. Оба события, задуманные в тучные “нефтеносные” годы, стали масштабными инвестиционными проектами, на которые уйдут (и уже идут) сотни миллиардов рублей. По идее, уйдут, чтобы вернуться с доходами, превышающими затраты.
Но идея в нашей стране — это одно: мы всегда хотим как лучше, а получается по Черномырдину. Но вопрос кажется мне слишком важным — речь идет о сотнях миллиардов наших с вами, дорогие налогоплательщики, рублей. И о том, как их тратит наше государство.
Хорошо забытое старое
— Мы считаем высокой честью то, что первые мероприятия от имени Российской Федерации в рамках АТЭС проводятся именно у нас, в Приморье. Сегодня реформирование экономики невозможно без серьезных инвестиций не только на правительственном или региональном уровнях, но и на уровне отдельных предприятий. Многие представители реального сектора экономики уже успели осознать, что выбраться из болота неэффективности и технологической отсталости они смогут только путем реформирования собственной структуры, системы управления — и обновления технологий, — так приветствовал губернатор Приморья Сергей Дарькин участников Межправительственного инвестиционного форума АТЭС. Если кто-то подумал, что речь идет о грядущем саммите, не пугайтесь. Эти слова прозвучали в столице Приморья шесть с небольшим лет назад. На инвестиционном форуме АТЭС, на который власти возлагали большие надежды. Тогда, по словам губернатора, на форуме ожидалось подписание контрактов на сумму порядка 200 миллионов долларов. А получилось, по словам директора Тихоокеанского института региональных исследований Михаила Терского, который был одним из организаторов того мероприятия, лишь то, что “покрасили фасады в центре, подремонтировали кое-где дороги, положили новый асфальт…” Вот и все. Никакого прорыва не произошло. А ведь ситуации шестилетней давности и нынешняя похожи. Есть ли уверенность, что история не повторится в виде очередного фарса?
Эксперт “МК”: Ростислав ГОЛЬДШТЕЙН, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока:
— Под прорывом не следует подразумевать некий вал инвестиций, что обрушивается на территорию на следующий день после окончания мероприятия. Сам процесс не столь скоротечный и растягивается на годы. Но он все-таки идет, причем заметными темпами, которые мы все ощущали до наступления кризиса.
Другое дело, что объем инвестиций ограничивается теми возможностями освоения, которыми обладает сам регион. То есть капиталов поступает столько, сколько территория способна “переварить”. И это правильно, иначе возникает риск появления экономического пузыря, который, как мы знаем, рано или поздно лопается.
На Дальнем Востоке — достаточно серьезные инфраструктурные ограничения для инвестиций, часть из которых как раз пытается преодолеть подготовка саммита АТЭС и связанные с ним строительные работы.
Нельзя построить одну дорогу или вложиться в один проект и грезить о светлом будущем. Инфраструктура — это такое состояние коммуникаций, которое не создает проблем для социально-экономического развития. Инфраструктурным вопросам при подготовке саммита уделяется особое внимание. Особое, но недостаточное. Пункты Федеральной целевой программы не учитывают работы, требуемые для реконструкции автомагистралей, объездных дорог, сооружение развязок. Без этого возведение объектов теряет стратегический смысл.
Ключевой вопрос — сколько в регион придет инвестиций — зависит не только от того, сколько он сможет освоить, но и от того, насколько будет готова местная инфраструктура.
И какой видится дальневосточная столица России, вокруг которой в ближайшее время будет развернуто гигантское строительство, к примеру, заезжему бизнесмену, и что в ней изменится к саммиту?
Город невезения
Владивосток уникален в мировом масштабе и типичен для России. Расположенный среди живописнейших пейзажей (на сопках и во впадинах между ними), он служит одним из самых доказательных утверждений, что наш человек может испортить все что угодно.
Если в годы СССР власть по большому счету принадлежала командованию ТОФ, то с окончанием жизни той страны городом стали рулить гражданские лица. Что не в лучшую сторону сказалось на столице края. Владивостоку в постсоветское время как-то особенно не повезло со своими градоначальниками.
Виктор Черепков, например, прославился не только эзотерическими сеансами, контактами с инопланетянами (и прочими шизоидными проявлениями) и объявлением себя новым командующим Тихоокеанским флотом в дни ГКЧП.
Но и тем, что попытался ликвидировать, наверное, самую острую до сих пор проблем города — дефицит транспортных развязок. Правда, как говорят в городе, эстакады в центре города он строил на так называемые “больничные” деньги. То есть не выплачивал зарплаты, исправно перечисляемые из федерального центра, медикам, учителям и прочим бюджетникам. Ну и что, говорят приверженцы Черепкова, которые еще встречаются в городе, зато-де сам не воровал.
Сменивший Черепкова Юрий Копылов решил, в свою очередь, позаботиться если не о живых (на что явно не было денег), то хотя бы о мертвых. Для чего запустил в городе крематорий и — впритык к дороге из аэропорта в город (на территории старого городского кладбища) — начал возводить колумбарий. Безо всяких там помещений, прямо на улице стоят сейчас ряды шкафчиков с ячейками. И беда даже не в том, что Копылов по своему самоличному решению подписал договор с японской фирмой на 3,8 млн. долларов. И не в том, что получил за эту инициативу в свое время 4 года условно. И даже не в том, что монтаж японских ящиков из мраморной крошки так и остался незаконченным.
Просто все как-то разом не сложилось. В общем, в колумбарии до сих пор нет ни одной урны с прахом. То ли оттого, что колумбарная ячейка, открытая всем ветрам и непогодам, стоит чуть ли не 450 долларов. То ли оттого, что и крематорий перестал работать практически сразу после начала эксплуатации. Там тоже что-то не заладилось. Впрочем, премьер-министру РФ во время его посещения города осенью об этих нюансах владивостокского градоправления вряд ли рассказали. А зря. Тогда бы он понял, чего стоит ждать от людей, которые на месте начали подготовку к саммиту.
Впрочем, состояние города зависит не только от начальства, но и от самих жителей. А они ведут себя в полном соответствии с русской традицией “авось вывезет”. Каждому, кто приезжает в город, обязательно покажут здание ПримстpойНИИпроекта, в котором произошел крупнейший пожар, ставший причиной гибели 9 человек. Пожарные не могли подъехать для тушения здания из-за скопления машин на автостоянке возле здания. И люди в результате выбрасывались из окон. Два с половиной года спустя возле того самого дома машин стоит ничуть не меньше. История учит лишь тому, что нас она ничему не учит.
Ездить по городу практически невозможно. Половина районов соединяются друг с другом или с городским центром одной-единственной дорогой. Так что в случае любого ДТП обычная полуторачасовая пробка превращается в трехчасовое стояние. Многочисленные проекты объездов и альтернативных путей из десятилетия в десятилетие остаются на бумаге.
Впрочем, местные дороги и без пробок — отдельная песня. Такое ощущение, что их делают сразу с “лежачими полицейскими”, закатывая их под асфальт через каждые 30—50 метров. А ливневая канализация без решеток, по крайней мере, на половине дорожного полотна тут же напомнит о себе не до предела сконцентрированному водителю.
Кстати, приморские ДПСники во время ноябрьского визита в город нового главы Минрегионразвития Виктора Басаргина, приехавшего инспектировать как раз строительство объектов саммита, чуть с ума не сошли. Как раз на пути следования министра какой-то лихач на джипе, пытаясь объехать очередную пробку, вылетел с верхнего участка дороги и рухнул вниз. Но — опять все обошлось. К приезду министра о катастрофе напоминало лишь заботливо посыпанное песком масляное пятно на асфальте.
В этом году у города появился новый мэр — Игорь Пушкарев. Но владивостокцы по большому счету от него ничего не ждут. С одной стороны, потому что от нового мэра они пока не видели никаких решительных шагов, а только пессимистичные прогнозы и жалобы на неразбериху с зоной ответственности тех или иных органов власти. С другой — потому что от мощных финансовых потоков, призванных обеспечить проведение саммита АТЭС-2012, городу достанутся в лучшем случае маленькие ручейки. А ведь, казалось бы, город настолько нуждается в инвестициях, что, если думать о толчке для развития региона, вкладывать надо именно в него.
Планов громадье
Как это часто бывает в нашей стране, первоначальные сметы и расчеты чуть ли не по каждому проекту распухают как на дрожжах. Точно такая же картина происходит с саммитом АТЭС-2012. Когда идея саммита во Владивостоке только приобрела более-менее реальные очертания, сумма инвестиций в проект оценивалась в 100 млрд. рублей. Потом называлась сумма в 150 млрд., в 180, а в ноябре, после той самой поездки во Владивосток, г-н Басаргин поделился радостной новостью — за счет “технических решений” удалось минимизировать 65-миллиардный дефицит проекта на 25 млрд. рублей. Как следовало из пояснений заместителя гендиректора ФГУ “Дальневосточная дирекция Росстроя” (заказчик строительства) Виктора Мясника, до вышеупомянутой экономии стоимость проекта достигла 267 млрд. рублей. Буквально на днях чиновники поделились еще одной радостью: возможно, удастся сэкономить еще 12 млрд. рублей, а то и все 14.
Да и попробуй тут сориентируйся, когда в крае, пожалуй, впервые реализуется стройка такого масштаба.
А еще построят медицинский центр во Владивостоке стоимостью 5 млрд. рублей. В общем, по большому счету, для самого Владивостока подготовка к саммиту выльется в реконструкцию аэропорта, медцентра, моста через бухту Золотой Рог, который соединит два удаленных микрорайона, гостиниц на 3 тысячи мест. Вроде бы неплохо.
Все это для 700 тысяч жителей. А основные деньги пойдут на остров Русский, где населения сейчас меньше, чем в любой станице на Кубани. Да и тех выселят согласно проекту АТЭС. Почти все, что строится, возводится на острове Русский.
А как же иначе, скажете вы. Ведь и саммит пройдет на острове. Тем более что у него такое название.
На острове хорошая погода?