“Для любой сервисной компании главное — это клиент”

Директор МТС в московском регионе Сергей Бешев поделился антикризисными секретами

тестовый баннер под заглавное изображение

Сергей Бешев известен на российском телекоммуникационном рынке как один из самых успешных управленцев. Он считает, что кризис дает менеджерам уникальный шанс проявить себя, а компании — эффективно использовать свои скрытые резервы. По просьбе “ЭВ” он рассказал о том, как развивается его компания в московском регионе.

Справка “ЭВ”

Сергей Бешев родился в 1969 г. Окончил Московский авиационный институт по специальности “инженер-системотехник”, а в 1996 г. — РЭА им. Плеханова по специальности “экономист”, в том же году получил диплом МВА в высшей школе бизнеса “МИРБИС”. В 1996 г. стал консультантом Deloitte & Touche. C 1996 по 1997 гг. работал в штаб-квартире компании Motorola в Германии. С 1997 по 2001 — менеджером по развитию бизнеса компании Motorola в России, Украине и Казахстане. Работал коммерческим директором в “Мегафон-Москва”, мультисервисном операторе AKADO. С 1 марта 2007 г. приглашен в ОАО “МТС” на должность директора макрорегиона “Москва”. Женат, воспитывает двоих детей.

 

“Борьба за корпоративного клиента становится жестче”

— Как отразился кризис на сотовом рынке?

— Мы заметили небольшое снижение разговорной активности абонентов. Сказывается общий спад в экономике — люди меньше ездят в командировки, реже делают покупки. Пока кризис сказывается только на динамике корпоративного сегмента — во многих компаниях сокращаются месячные лимиты на связь, вводятся ограничения на услуги в роуминге. Борьба за корпоративного клиента становится жестче. Уходят в прошлое закрытые тендеры, они уступают место открытым аукционам по голландской схеме. Например, контракт с Госдумой мы выиграли в честной борьбе с нашими конкурентами только после 60 шагов вниз! Вообще, МТС — лидер корпоративного рынка Москвы с долей более 70%. Мы предвидели сложности, которые бизнес может испытывать во время кризиса и постарались предложить клиентам максимум, чтобы сделать их работу в существующих экономических условиях более эффективной.

— Каким образом?

— Например, мы развиваем возможности клиента по пользованию корпоративной почтой через мобильные устройства, что особенно важно в условиях, когда многие компании переходят на сокращенный рабочий день, а некоторые организовывают для сотрудников дистанционные офисы, чтобы сократить расходы на аренду. Причем почту можно организовать как на базе сервера крупного клиента, так и на нашем собственном сервере, особенно это выгодно для малого бизнеса. Вообще, мобилизация почты существенно расширяет функциональные возможности бизнеса в принципе — сейчас в Москве растет число компаний, особенно в сфере логистики, экспедиции, которые отслеживают движение транспортного парка и управляют передвижением автомобилей при помощи GPRS. МТС предлагает широкий спектр решений по организации мобильной почты, и клиент может выбрать наиболее приемлемый, исходя из количества своих сотрудников, которым необходима “мобилизация”, их оборудования и задач, которые будут решаться “в полях”. Также сейчас вырос спрос на корпоративные SMS-рассылки, позволяющие отправлять с одного компьютера письма всему штату сотрудников. Кроме того, мы не забываем о скидках. Декабрь — время планирования бюджетов на следующий год, в том числе и расходов на сотовую связь. Сейчас мы предлагаем корпоративным клиентам 15%-ную скидку на услуги связи на будущий год. Скидка распространяется практически на все услуги МТС, кроме развлекательного контента и международного роуминга.

— Сейчас многие компании сокращают численность персонала…

— Здесь мы также становимся более гибкими с точки зрения ценообразования. Предлагаем особые условия для сотрудников корпораций, попадающих под сокращение или вынужденно уходящих в неоплачиваемые отпуска, чтобы они, с одной стороны, минимально почувствовали влияние кризиса на своем кошельке, а с другой — оставались пользователями связи от МТС. Абонент может продолжить пользоваться льготами корпоративных тарифов МТС и сохранить свой номер, подключившись к программе “Свой круг”. Правда, оплачивать услуги связи он будет самостоятельно. В целом, эта программа позволяет компаниям расширить соцпакет для сотрудников, поскольку по льготному корпоративному тарифу могут подключиться и члены семей сотрудников.

— В декабре у вас появилось много новых продуктов — хостинг-почта, выдача сертификата на 500 руб. на все услуги при открытии вклада в банке МБРР и т.д. Эти маркетинговые ходы как-то связаны с кризисом?

— Нет, это давно запланированные акции. МТС является частью холдинга АФК “Система”, и взаимовыгодные кобрендинговые акции с другими компаниями холдинга помогают нам успешно продвигать продукты и услуги. Вполне разумно, чтобы люди, которые являются клиентами одной из “родственных” компаний, получали определенные льготы при обращении к другой “родственной” компании. Именно благодаря нашим акциям в сфере маркетинга у нас даже в период кризиса растут и клиентская база, и трафик. Вывод на рынок услуги “Хостинг-Почта”, позволяющей организовать почтовую службу без необходимости покупать оборудование, тоже был запланирован нами некоторое время назад.

— Традиционные новогодние предложения для массового сегмента не сменятся антикризисными?

— Сезонных предложений у нас несколько, но у них достойные ценовые параметры, чтобы считаться “антикризисными”. На тарифе “Новогодний” очень выгодные цены на исходящие звонки, в первую очередь на номера абонентов МТС, а также хорошее предложение для безлимитного общения с одним из абонентов сети МТС. Традиционно мы не забываем об абонентах, которые едут в Европу, — в новогодний период предложили абонентам входящие звонки в Европе по цене SMS.

“Самое страшное — метаться”

— Чего должен избегать руководитель во время кризиса?

— Самое страшное, что может допустить руководитель компании при слабо предсказуемом поведении рынка, — это начать метаться и пытаться подстроиться под условия, которые он плохо понимает. Лично я руководствуюсь принципом — сохранять спокойствие.

— А что выходит на первый план?

— Для любой сервисной компании главное — это клиент. Поэтому важно помочь клиенту в сложное время, оптимизировать и сократить его расходы. То есть он за те же деньги должен получать от нас больше услуг, больше качества, экономить время. Бизнес-клиенты к тому же должны получить повышение эффективности своего дела. Исходя из этих приоритетов строится вся деятельность компании.

“Мы закопали $100 млн. под землю”

— Какие изменения на рынке телекома могут произойти в 2009 году?

— Следующий год, на мой взгляд, вообще будет судьбоносным для российских мобильных операторов. Они перестанут быть компаниями, которые предоставляют только услуги связи, и будут превращаться в универсальных операторов связи. Помимо традиционных услуг голосовой связи и контента мы увидим много проектов в области Интернета, ТВ, рекламы, банкинга, платежных систем и мобильной навигации. Важную роль в этих проектах будут играть партнерские схемы. Если сегодня мы реализуем партнерскую программу по развитию сервисов популярных интернет-порталов в мобильном формате, то в дальнейшем мы будем расширять целевую аудиторию и предлагать совместные продукты с компаниями из других секторов — это могут быть, например, популярные телеканалы или другие крупные сервисные компании.

— Сохранятся ли инвестиции в инфраструктуру сети?

— Знаете, один раз доказав, что МТС имеет лучшую сеть в Москве и Московской области, мы должны постоянно поддерживать лидерские позиции. Мы растем и развиваемся вместе с городом, в каждой его точке стремимся обеспечить лучшее покрытие и премиальное качество связи. В течение двух лет в развитие инфраструктуры в столице и области мы инвестировали около $500 млн. В этом году МТС установила в московском регионе порядка 350 новых базовых станций и более 20 контроллеров, мы существенно улучшили качественные характеристики своей сети. Среди крупных проектов по развитию сети — инновационные комплексы связи на таких стратегических московских объектах, как культурно-исторический комплекс на Поклонной горе, стадион “Лужники”, где теперь связью могут пользоваться порядка 70 тыс. абонентов МТС одновременно.

МТС стала первой компанией в Москве, которая обеспечила высокоскоростной EDGE на всем протяжении кольцевой линии Московского метрополитена. Газеты шутили недавно: мы “закопали” $100 млн. под землю. Но затраты окупаются сторицей. Только в этом году потребление услуг в подземке выросло на 20% — люди все активнее пользуются Интернетом, обмениваются SMS, MMS. В следующем году мы продолжим строить сеть и повышать ее качество. Например, уже начаты работы по тоннелям на четырех ветках столичного метро.

“Зачем отдавать ценные кадры конкурентам?”

— Планируется ли у вас сокращение зарплат и специалистов?

— Нет, планируем сделать по-другому: фонд оплаты труда в следующем году будет заморожен, и мы проведем оценку эффективности персонала — с теми, кто работает спустя рукава, придется расстаться. А вот специалистам, повышающим эффективность компании, напротив, скажем “спасибо” и повысим вознаграждение. На мой взгляд, это самый разумный способ. В каждой компании есть сотрудники, которые обладают ключевыми компетенциями, позволяющими компании успешно развиваться и конкурировать. Они являются носителями идеологии, ментальности, генераторами новых продуктов и идей. В условиях кризиса очень важно понимать, кто эти люди, какими компетенциями они обладают, и всячески их сохранять и мотивировать. Зачем отдавать ценные кадры конкурентам?

— Будет ли смена акцентов в управлении компании?

— Я по-прежнему ставлю перед собой задачу укрепления лидерства МТС по всем показателям в Москве и Московской области, поддержанию сильной боеспособной команды профессионалов, способной наращивать бизнес в условиях жесткой конкуренции. Особое внимание мы уделяем маркетинговой политике, разработке новых маркетинговых инициатив.
Что касается общей эффективности бизнеса, то я очень серьезно отношусь к ресурсам, которые мне доверили акционеры. За последние два года прибыль МТС в московском регионе ежегодно росла на треть. При этом штат компании остался неизменным. Прорыв достигнут за счет новых маркетинговых ходов, новых продуктов, оптимизации структуры управления и т.д. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру