Кризис юного возраста

Работодатели массово меняют студентов на приезжих работников

Захожу недавно в любимую пиццерию и вижу новые лица вместо привычных студентов-официантов. “А где Игорь и Тема?” — спрашиваю одну из немногих оставшихся знакомых официанток. “Кризис, — вздыхает она. — Поувольнялись все”.

Еще совсем недавно самой юной части трудоспособного населения было несложно найти работу: интернет-сайты пестрели объявлениями о вакансиях с гибким графиком и вполне достойной оплатой — курьер ли, официант ли, промоутер... Однако экономическая напасть внесла свои коррективы. Сейчас работодатель часто предпочтет взять в штат приезжего, нежели студента. Ведь за ту же работу мигрант с удовольствием возьмет куда меньшую зарплату.

Кризисная арифметика

Еще недавно известная сеть фаст-фуд-кафе была настоящей обителью трудолюбивой молодежи — реклама о наборе персонала шла даже по телевидению. Особенно привлекала студиозусов возможность совмещать работу с учебой, премии и бонусы, кое-кто из юных сотрудников умудрялся неплохо здесь зарабатывать. Нельзя сказать, что финансовый кризис полностью изменил штатный состав закусочной, но столичной молодежи среди работников стало явно меньше. Места за кассой и на кухне заняли мигранты.

— Мы все понимаем: ребятам из соседних стран тоже надо кушать. Как и нам, — говорит Денис Ярыйчук. — Из известной сети кафе я уволился в конце декабря. Зарплату срезали так, что работа просто потеряла смысл.

— В докризисные времена успешный официант получал у нас порядка тридцати тысяч рублей, — поведала “МК” бывшая официантка сети московских кофеен Анна Базюкевич, — сейчас на работу взяли много ребят-мигрантов. Работают они, по рассказам коллег, с большим энтузиазмом. А получают максимум 15 тысяч целковых.

Кризисная арифметика проста: два, а то и три гастарбайтера обходятся работодателю как один студент. Это существенная экономия. Приехавшие на заработки жители ближнего зарубежья, в свою очередь, последствия кризиса на себе тоже почувствовали — поэтому за любую работу они хватаются обеими руками и свои обязанности стараются выполнять безукоризненно.

Не было бы карьеры, да кризис помог

“Полетели” и любители подработать в рекламе — промоутеры, организаторы рекламных акций, распространители листовок. На последнюю должность стали брать сплошь мигрантов, а промоутеры самоликвидировались за ненадобностью — в связи с финансовым бедствием заказов на проведение акций по рекламе того или иного продукта сейчас ничтожно мало.

— С промоутерами действительно беда. Дело в том, что это была самая излюбленная студенческая подработка. Платили 120—150 рублей в час, можно было совмещать с учебой, — рассказывает студентка Евгения Тарасова. — Промоутеры обычно состоят на учете в рекламных агентствах, их вызывают по мере необходимости проведения различных акций. Мне и моим коллегам в последний раз звонили из агентства аж в конце ноября…

Иногда финансовая напасть только играет на руку рабочей молодежи. Ведь замкнутый круг кризисной экономии для некоторых — возможность подняться по карьерной лестнице.

— В ноябре я работал мерчендайзером в гипермаркете, — рассказывает Марат, студент одного из московских вузов. — В связи с кризисом наше руководство решило сэкономить: на место мерчендайзеров набрали приезжих. Менеджерский состав, состоявший сплошь из тетенек “под 40”, тоже посокращали. А на их место взяли много студентов, которые раньше работали на более низких должностях, — в том числе и меня.

Марат подозревает, что нынешним менеджерам платят, конечно, меньше, чем сокращенным специалистам с высшим образованием. Однако карьерный прогресс налицо. Такая вот кризисная круговая порука…

Где искать работу?

“Где наша не пропадала?” — весело говорят попавшие в трудную финансовую ситуацию, но неунывающие студенты. И обращаются за помощью в родной вуз — почти в каждой альма-матер есть организации, которые помогут с трудоустройством. К примеру, в студенческой общине МГТУ им. Баумана юные кадровики развернули настоящую антикризисную кампанию.Вице-президент общины Михаил Арутюнов советует молодым людям обратить внимание на отрасль сотовой связи. Это ниша, где молодые и адекватные специалисты всегда будут нужны, и отбоя от клиентов в этих компаниях никогда не будет. Ведь без общения современный человек жить не может…

Комментирует Андрей Устюжанин, директор кадрового центра:

— Увы, реалии рынка труда сейчас таковы, что работы для студентов становится все меньше. К сожалению, эта тенденция будет преобладать как минимум до второй половины лета 2009 года. Некоторое оживление в этом сегменте рынка труда возможно лишь к сентябрю, вряд ли раньше.

Совет — умерить зарплатные ожидания. Нужно принять как данность, что, возможно, придется работать неполный рабочий день, на 2—3 работах. Во всяком случае, пока ситуация на рынках не стабилизируется. Если же говорить о возможных сферах применения труда студентов, о конкретных специальностях, то это, в частности, курьер, хостес, промоутер, официант, бармен, кассир, сотрудник call-центра, менеджер по продажам, няня, санитар, репетитор.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру