У нас — выпускников торпедовской школы (той, что на Восточной улице), 1973 года рождения, — есть традиция. Очень хорошая, по-моему. В конце каждого года мы под руководством нашего тренера Николая Ульянова встречаемся, играем в футбол и, конечно, общаемся в неформальной обстановке. Ну и оцениваем перспективы молодых воспитанников Николая Михайловича, против которых, как правило, под Новый год и рубимся. Некоторые из нас (например Леша Щиголев, Денис Клюев, Миша Мурашов) еще играют, Сергей Жильцов и Саша Шаповалов уже тренируют, но разглядеть потенциал у юных футболистов способны, думается, все...
Одного из героев недавно завершившегося Кубка Содружества, форварда “Шерифа” Александра Ерохина, за которым сейчас охотятся селекционеры многих российских клубов, я впервые увидел именно в такой дружеской игре в конце 2006 года. Несмотря на высокий рост (хотя в нем на тот момент еще не было 194 сантиметров да и мышечный каркас не был так развит), Саша, игравший тогда в полузащите, выделялся приличной техникой. И своей игрой против нас запомнился.
В первых матчах “Содружества”, признаюсь, больше следил за молодежной сборной Игоря Колыванова. Тем временем Ерохин забил три мяча в ворота “Шахтера”. Спрашиваю: а не тот ли это Ерохин — высокий и хрупкий? Говорят: тот. Только теперь он мощный, бежит, обыгрывает…
Теперь смотрите, что получается: Ерохин не проходил даже в дубль “Локомотива”. И уехал в Молдавию. В итоге “Локо” за бесценок, по сути, отдал перспективного игрока, за которого, если захочет его приобрести, теперь сам должен выложить порядка миллиона долларов. Хотя сейчас, когда по крайней мере существует команда “Локомотив-2”, не исключаю, “железнодорожники” повели бы себя иначе.
В чем причина таких проблем? Система юношеских соревнований у нас несовершенна. Ребятам после 17 лет зачастую просто негде играть. И очень нужна прослойка между профессиональным футболом и выпускниками школ, так как физически не все, как Дзагоев или Прудников, готовы рубиться со взрослыми. Необходим турнир для 17—19-летних, о котором, в частности, не забывает напоминать Гус Хиддинк. И о котором последние 5—6 лет говорят в структурах РФС…
А зачем, скажите мне, Владимир Алешин ликвидировал интернат при лужниковской ФШМ? Теперь одна из самых известных футбольных школ страны не будет воспитывать иногородних ребятишек. Неужели этот шаг позволит сэкономить серьезную сумму? Ведь ребята жили в достаточно скромных условиях, но отдача-то была! Скажем, Семшов-старший воспитал в “Торпедо” четырех игроков только для моей сборной: это Алексей Померко, Вячеслав Дмитриев, Евгений Кобозев и Алексей Шумских — и все они, кстати, не москвичи. Так что уверен: интернаты для футболистов после 14 лет необходимы!
К чему я все это? Да к тому, что не хватает в России в первую очередь не самих футболистов, а организации дела, понимания и терпения…
И давайте напоследок посчитаем. Вот у Померко закончился контракт с “Торпедо”. Его можно выкупить за смешные по футбольным меркам 30—40 тысяч долларов. А через сезон-другой трансферная стоимость капитана юношеской сборной России вырастет во много раз! Как сейчас произошло с тем же Ерохиным.
Пока же “Торпедо” отдает практически бесплатно и Померко, и Дмитриева — и при этом очередь за ними почему-то не выстраивается. Где же вы, селекционеры-профессионалы? Ведь оба они в юном возрасте уже имеют довольно богатый опыт выступления в первом дивизионе…