Проект оказался не национальным

Результаты трехлетней программы “Образование” почувствовали на себе лишь единицы

Если судить по отчетам Рособразования, национальный проект по поддержке отечественной науки успешно завершен: 30 тысяч учителей получили стотысячные гранты, девяти тысячам школ досталось по 1 миллиону рублей, а инновационным вузам так и вовсе перепало из бюджета 30 миллиардов. На деле же оказалось, что качество образования не только не улучшилось, а наоборот, пошло под откос: даже по официальным данным, тысяча школ осталась аварийными, обещанный куш получили всего 0,01% от общего числа талантливых школьников, студентов и молодых ученых. А вузам — победителям конкурса инноваций — так и вовсе предложили искать деньги на дальнейшее развитие направления из внебюджетных источников. Что дал российскому образованию трехлетний нацпроект и какова дальнейшая судьба учебных заведений, вытянувших счастливый билет? В итогах госпрограммы по поддержке науки разбирался “МК”.

Нацпроект “Образование” — один из самых успешных. Все обязательства государства, по отчетам Рособразования, выполнены в полном объеме: за 3 года одна лишь госказна вложила в него 125 млрд. рублей, увеличив бюджет отрасли сразу на 10%. Достижения и впрямь впечатляющие. Коснись они системы образования в целом, нацпроекту не было бы цены — мы жили бы в обществе знаний. Но увы! Проект предназначался для узкой группы лидеров и не предполагал решения проблем основной массы школ и вузов. Правда, национальным при таком подходе он мог быть только номинально. Зато гарантировал успех.

Нацпроект для 0,01%

В школе нацпроект выполнили по всем показателям — и переоборудование кабинетов, и появление инновационных программ, и раздача грантов индивидуальным и коллективным талантам, и повышение учительских зарплат. Взять хотя бы поставки для новых школьных кабинетов: запланировали 11,5 тыс. комплектов в 2007 году и 7 тыс. в 2008-м — и завезли. Одно плохо. Реальная потребность в новом оборудовании к началу нацпроекта была почти в 25 раз больше — 450 тыс. комплектов. А при таком дефиците нацпроект с его 18,5 тыс. — не триумф, а козьи потягушки.

Новых закупок за счет госбюджета не будет: с 2009 года их передали в регионы. Но в условиях кризиса там будут решать более неотложные задачи. А значит, о массовом обновлении можно надолго забыть. Его проведут лишь победители нацпроекта с их миллионными грантами — те самые, что позволили чиновникам отрапортовать: “За счет нацпроекта улучшились условия обучения в школе — до его начала в современных условиях учились 15% школьников, сейчас — 30%”. В Минобрнауки этими достижениями гордятся. Но, говоря по правде, нацпроект облагодетельствовал лишь 9 тыс. школ из 58 тыс. Больше двух третей остались допотопными. Да и улучшить статистику можно по-разному — модернизировав проблемную школу или ее закрыв. Закрыть, понятно, проще. И вот в стране, по подсчетам Госдумы, ежегодно исчезают по 600 школ — 2,5 тыс. только за последнее время.

Еще забавнее нацпроект для талантов-одиночек. В школе, если верить его итогам, они практически перевелись: за 3 года конкурс выиграли всего 30 тыс. учителей (меньше 1% от 3,7 млн. работающих в школе) и 16,5 тыс. представителей талантливой молодежи 14—25 лет. Никто не спорит: ценна любая помощь таланту. Но поддержка менее 0,01% двадцатимиллионной армии школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых не может считаться национальным проектом. По определению. Такое право из всего школьного набора имеет разве что доплата 1 тыс. руб. за классное руководство. Деньги, правда, небольшие, но хоть выплачиваются в национальном масштабе — всем 0,8 млн. классным руководителям страны.

Инноваторам приказали долго жить

Главной задачей нацпроекта в начальном и среднем профобразовании, по словам вице-премьера Александра Жукова, было “изменение содержания подготовки и переоборудование учебных заведений”. И снова немногих: за все время существования нацпроекта “Образование” звания инновационных и гранты получили всего 243 колледжей и техникумов — 2% от их общего количества (по оценке Минобрнауки — 4—5%). “Мы и не ставили задачу переустроить все 6 тыс. училищ, — разъяснил министр. — Была задача показать, как можно переустроить на примере 10—15% учреждений (да и то к 2010 году)”. “Показ”, может, и удался. Но 96—98% системы он не коснулся. И большинство ПТУ с техникумами продолжают бедствовать и после завершения нацпроекта.

То же и с высшим образованием. Инновационными были признаны в общей сложности 57 вуза или 1,5% от более 3,5 тыс. вузов с филиалами. Но 98,5% высших учебных заведений продолжают готовить специалистов по старинке: на новшества у них нет средств. “Мы не выиграли конкурс и не смогли обновить материально-техническую базу. Наши дети учатся не на современных технологиях и оборудовании, а на том, что есть или на том, что мы выпросили на предприятиях”, — обрисовал положение коллег по несчастью ректор Тульского госуниверситета Михаил Грязев.

Кстати, будущее полсотни тех самых инновационных вузов тоже оказалось под вопросом. Власти официально заявили, что “конкурс инновационных вузов успешно завершен” и “продолжения не будет”. Не будет и дополнительного финансирования: вместо миллионных вливаний отныне вузы-лидеры могут рассчитывать лишь на тоненькие ручейки усеченных целевых программ “Развития образования” и “Научные и научно-педагогические кадры”. А на это ни новых инновационных программ не развернешь, ни старых не поддержишь.

Единственный выход — участвовать в новом вузовском направлении нацпроекта: конкурсе на статус национального исследовательского университета. Победителей ждет крупный приз — ежегодные доплаты из бюджета в размере 1 млрд. рублей. Остальным же придется затянуть потуже пояса: все эти миллиарды, признал замминистра образования и науки Александр Хлунов, возьмут за счет основной массы учебных заведений. Ректоры это понимают лучше всех: недаром большинство победителей старого нацпроекта уже заявили об участии в новом. Правда, бюджетная поддержка исследовательских университетов рассчитана всего на 5 лет — дальше, по словам Хлунова, они будут существовать “за счет внебюджетных средств” и “программ саморазвития”. Но это — полбеды: кризисные времена победители переживут в любом случае. Хуже другое: на первом этапе, по словам Хлунова, исследовательских университетов “будет не более 15”. Два из них — МИФИ и МИСиС — уже названы. А стало быть, остальные 55 лидеров будут делить всего дюжину мест. Схватка между ними будет страшной и для большинства закончится провалом.

Нацпроект умер — да здравствует нацпроект!

“Исполнив”, таким образом, трехлетку, власти не собирались продлевать нацпроект. Однако затем, по словам Фурсенко, все же решили “сохранить бренд” в рамках целевой программы развития образования. Каким будет новое издание, уже понятно: еще экономнее и элитарнее. Господдержку получит только сформировавшееся ядро лидеров — расширяться оно практически не будет. Все остальное, включая проекты “Школьное питание” и “Школьный Интернет” пойдет за счет регионов, что в условиях углубляющегося кризиса более чем проблематично. С профобразованием поступят еще круче. “Мы будем концентрировать усилия на определенном количестве центров. Остальные со временем будут исчезать. Рассчитываем в этом на поддержку лидеров”, — открытым текстом заявил министр на всероссийской конференции по итогам нацпроекта “Образование”. Что станется с основной массой учащихся, он не уточнил.

СПРАВКА "МК"

Нацпроект “Образование” был рассчитан на 2006—2008 годы. В среднем образовании он включал конкурсы инновационных школ и лучших учителей; закупку современного школьного оборудования и доплаты за классное руководство; поставки школьных автобусов и подключение школ к Интернету. Позже добавились направления “Школьное питание” и “Комплексная модернизация регионов” с переходом на новую систему оплаты труда учителей и нормативно-подушевым финансированием школы по принципу “деньги следуют за учеником”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру