Деньги портят кровь москвичам

Городские пункты кровосдачи штурмуют доноры-жулики

Мало доноров — плохо. Но много, как оказалось, тоже нехорошо. Недавно в  Москве ввели дополнительные компенсации донорам. Но эта вроде бы здравая мера в условиях кризиса вызвала нездоровый ажиотаж. В погоне за легкими “кровными” деньгами люди, сдающие кровь, начали скрывать от врачей свои диагнозы и противопоказания. Парадокс: доноров становится больше, деньги они получают, но “плохая”  кровь оказывается никому не нужна.

Согласно постановлению о развитии донорства крови и ее компонентов на 2009—2010 годы размер выплат напрямую зависит от количества сдач крови и плазмы. При сдаче крови от 5 до 9 раз или плазмы от 15 до 24 раз доноры дополнительно получат по 500 рублей за каждую сдачу. При сдаче крови от 10 до 19 раз или плазмы от 25 до 39 раз — по 1000 рублей. А при сдаче крови 20 раз и более, плазмы 40 раз и более — 1500 рублей. Добавьте к этому порядка 600—900 рублей за 450 мг цельной крови; около 1200 рублей — донорам плазмы; чуть больше полутора тысяч — донорам тромбоцитов… И получится сумма, ради которой о “плохом” диагнозе особо корыстному донору можно и умолчать. 

— Мы уже шесть лет привлекаем доноров для онкобольных детей из Российской детской клинической больницы. И всегда выступали категорически против увеличения оплаты кроводач, — говорит Любовь Якубовская из организации “Доноры — детям”. — На примере собственного опыта и данных международных исследований мы доказывали: у безвозмездного донорства больше перспектив. И когда чиновники громко рапортуют о поднятии оплаты донорам, они дискредитируют саму эту идею. Многочисленными исследованиями подтверждено: основной мотив, побуждающий человека регулярно сдавать кровь, — только альтруизм! Для решения проблемы с нехваткой крови ценны постоянные доноры, а эти люди руководствуются именно гуманитарными соображениями. Мы предсказывали такое развитие ситуации. И неудивительно, что сейчас увеличилось количество сокрытий диагнозов. Такими мерами можно добиться роста показателя количества кроводач, но это не значит, что пациенты будут обеспечены кровью.

Увеличился ли на самом деле поток платных доноров?  Чтобы выяснить это, мы отправились в один из столичных центров переливания крови.

— Документы предъявите, — остановил нас на входе охранник. — Кровь сдавать? Платно?

Пока мужчина записывал наши данные, мы поинтересовались, много ли нас таких — “платников”?

— А как вы думаете? Время половина десятого, а вы в списке уже 39-е! Деньги сейчас всем нужны.

Действительно, в коридоре в ожидании вызова стояло не меньше 20 человек, еще человек десять сидели на скамейках. Причем в большинстве своем — молодежь. Неужели все они  отказались не то чтобы от алкоголя — от аспирина за 72 часа до сдачи крови? Свежо предание, да верится с трудом.

Нет, конечно, перед сдачей донор обязательно заполняет анкету, сдает анализы. Но кровь-то проверяют уже после того, как ему отдадут деньги. И если правда о сокрытых заболеваниях выяснится в тот момент, “плохую” кровь просто утилизируют. Зараженная кровь не дойдет до пациента. Но, как и прежде, не дойдет до него и “хорошая” кровь. В силу ее отсутствия.

Комментарий эксперта

Валерий Максимов — профессор, академик Российской академии медико-технических наук:

— По большому счету недобросовестные доноры и раньше скрывали прием таблеток, нелицеприятные диагнозы, инфекции. Сейчас можно с радостью констатировать то, что в Москве (а это случилось совсем недавно) стали значительно лучше проверять кровь. Ввели новейшие методы ее исследования: ПЦР-диагностику, НАТ-технологии, с помощью которых можно выявлять инфицирование донора на самых ранних стадиях — 7—10 дней. Так что пациенты, которым переливают донорскую кровь, могут быть совершенно спокойны.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру