Масштабы бедствия измеряли корреспонденты “МК”.
ВИД СВЕРХУ: руководство столичных вузов надеется на лучшее
Ректор МГУ Виктор Садовничий: “По официальным сведениям Государственной федеральной службы занятости населения по г. Москве, выпускников МГУ среди безработных не зарегистрировано. Хотя перед вузами сейчас стоит проблема “Выпускник-2009”. По разным прогнозам, сокращение спроса со стороны компаний-работодателей на молодых специалистов составит примерно 30%. Выпускников МГУ эта проблема коснется в меньшей степени в силу наличия сильных конкурентных преимуществ”.
Сотрудник пресс-службы МГТУ им. Баумана Андрей Волохов: “До сих пор МГТУ им. Баумана не знал проблем с трудоустройством выпускников. К моменту выпуска, по данным ректора МГТУ Игоря Федорова, трудоустраиваются практически 100%. Так было в 2008 году, и так, по оценке Бауманки, будет в нелегком 2009-м. Беда в другом. Кризис лишил работы некоторых до сих пор успешно работавших выпускников МГТУ прошлых лет: фирмы, в которые они трудоустроились 2—4 года назад, лопнули”.
Проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета Сергей Атанасян: “Ни один наш выпускник на бирже труда не стоит. 60—70% выпускников сейчас работают там, где проходили университетскую практику, — в основном в школах”.
И.о. ректора Российского государственного геологоразведочного университета Василий Лисов: “У нас трудоустроены практически все, причем работают по специальности. На последних курсах студенты проходят практику — после нее многие устраиваются на работу. Кроме того, государственные ведомства и частные компании сами обращаются к нам в поисках молодых специалистов. Сейчас самая “топовая” геологическая специальность — геологи, занимающиеся поиском месторождений”.
Ректор Московского государственного университета технологии и управления Валентина Иванова: “В 2008 году в России был рекордный урожай — 108 млн. тонн зерна. Одно это — серьезная основа для развития перерабатывающей промышленности и системы питания. Есть и второй важный фактор. Начавшаяся девальвация рубля сделает невыгодными закупки пищевых ингредиентов и продуктов питания за рубежом, что простимулирует отечественную пищевую и перерабатывающую промышленность. Потребность в специалистах возрастет”.
Комментарий “МК”. Диплом главного вуза страны действительно открывает многие возможности. И они скорее всего пострадают от экономического бедствия меньше всех. То же самое касается выпускников лучшего технического вуза — Бауманки.
Педагоги — работники бюджетной сферы. Дети учиться не перестанут. Возможно, ситуация даже благотворно отразится на российской педагогике: если раньше дипломированные учителя шли искать более высокооплачиваемую работу, то теперь сто раз задумаются, прежде чем поменять специальность. С геологами также все ясно — Россия остается сырьевой страной.
Специалисты в сфере пищевой промышленности скорее всего тоже не будут испытывать недостатка в вакансиях. Особенно в хлебопекарном производстве — в кризисные времена возрастает потребляемость хлеба (так было в 40-х и в 90-х годах).
Но этим, пожалуй, список относительных счастливчиков и ограничивается. Нет, в руководстве других столичных вузов, куда мы обращались, нам говорили примерно то же самое. Но так ли радужна картина на самом деле?
ВИД СНИЗУ: у выпускников нет уверенности в завтрашнем дне
Надежда Копытько, выпускница Академии внешней торговли: “Специальность моя — внешнеторговый менеджмент. Однако во время мучительных поисков работы мне если и приходили приглашения на собеседования, то это были вакансии менеджеров по работе с клиентами. Сейчас нашла подходящую работу, но мне еще повезло — многие одногруппники в поиске”.
Мария Новикова, последний курс Академии казначейства: “Найти работу по специальности сейчас очень трудно. Выпускники–финансисты остаются за бортом”.
Анна Горчакова, 5-й курс юридического факультета МГТУ им. Баумана: “Кризиса действительно боятся все! Первым звоночком стало то, что нам перестали платить за практику, — теперь практикантов соглашаются брать только “за бесплатно”. Так что мы даже не представляем, как будем искать работу после защиты диплома. В связи с кризисом выпускники резко снизили свои ожидания по зарплате. Если раньше будущие юристы собирались претендовать не менее чем на стартовую тысячу долларов, то сейчас будут рады найти работу с окладом 15—20 тысяч. В связи с массовыми сокращениями в частных компаниях все мы надеемся устроиться на госслужбу — это будет надежнее”.
Айна Межиева, 5-й курс факультета истории, политологии и права РГГУ: “Ожидания моих сокурсников с кризисом резко поменялись. Если раньше нас настраивали на то, что после университета мы сможем устроиться на достойную работу, то сейчас это представляется почти невозможным. Ожидания по зарплате у выпускников снизились в два раза”.
Максим Курапов, выпускник Московского энергетического института: “Конечно, некоторым моим однокурсникам срезали зарплату. Однако на выпускников моей специальности — “радиотехника” — спрос стабильный. Даже если кризис разрушил планы по трудоустройству в крупные холдинги, инженеру найдется место в НИИ с неплохим окладом. А вот на ком финансовый кризис отыгрался всерьез — это гуманитарии. У меня много знакомых выпускников — психологов, менеджеров разных сфер. Им сейчас действительно трудно”.
Комментарий “МК”. Студенты, как мы видим, настроены не столь оптимистично. Ректорам при любых обстоятельствах необходимо держать марку, а на работу устраиваться выпускникам. Они выбирали себе профессию пять лет назад — тогда и подумать никто не мог, что диплом о высшем образовании вскоре окажется мало кому нужен. По данным Росстата, половина выпускников вузов уже трудится не по специальности, причем многие занимаются неквалифицированным трудом. Как изменится эта картина в связи со сложившейся в стране и мире неблагоприятной экономической ситуацией — пока остается только гадать.
“Наш вуз всегда прилагал усилия для трудоустройства выпускников, — сказал “МК” ректор Екатеринбургского технического университета УГТУ-УПИ Станислав Набойченко. — Делали мы это за счет налаженных связей на предприятиях. Однако сейчас вакансий там минимум. Мы готовим ребят к тому, что “спасение утопающих — дело рук самих утопающих”.
В Ставропольском госуниверситете корреспондента “МК” заверили, что к кризису подготовились. “Еще десять лет назад мы организовали специальный отдел по трудоустройству, — сказал проректор СтавГУ Алексей Ерохин. — Всех студентов мы будем вести почти год после окончания учебы до тех пор, пока они не устроятся на работу. Федеральный центр это отслеживает, а отрицательная статистика там не нужна. Хотя вакансий становится все меньше и меньше”.
В Сибири перспективы этого выпуска оценивают с явным пессимизмом. “У нас есть определенный набор организаций, с кем мы всегда активно сотрудничаем, — сказала “МК” директор кадрового центра Новосибирского государственного университета Екатерина Захарова. — И все они сейчас сокращают бюджет. Денег ни у кого нет. Вакансий стало значительно меньше, и на подбор сотрудников организации хотят тратить минимум средств. Так что радужных перспектив у наших выпускников нет”.
Руководитель направления по работе с молодыми специалистами одного из крупнейших в России игроков на рынке телекоммуникаций Ксения Виксне рассказывает, что их программа по “выращиванию персонала” рассчитана на студентов-третьекурсников: “К этому моменту у них уже есть и определенный запас знаний, и желание применить их на практике. До 75% молодых специалистов, прошедших стажировку, принимают решение продолжить работу в компании”.
Однако далеко не все работодатели мыслят на перспективу. Начальник одного из отделов среднего коммерческого банка Сергей возмущается: “Кому нужны люди без опыта работы? Они не приносят дохода! А в такой отрасли, как продажи, на мой взгляд, диплом вообще не показатель”.
Но выпускников 2009 года, похоже, и так ждут большие сложности. На пятки им наступают сокращенные из-за кризиса старшие коллеги, которые умерили свои зарплатные аппетиты.
— В зоне риска гуманитарии — свежеиспеченные юристы, экономисты, финансисты и маркетологи, — говорит сотрудник одного из всероссийских кадровых порталов Яков Топорков. — А вот спрос на программистов и выпускников производственных специальностей как был, так и остался. В прошлом году на рынке труда царил “кадровый голод”, поэтому молодые специалисты, окончив вузы, диктовали свои условия. Выпускники без опыта претендовали на среднюю зарплату в $1000—1500. Но люди были нужны везде, и работодатели соглашались на их условия. Естественно, другие сотрудники фирм не желали работать за те же деньги, что и желторотые коллеги. Так создавался перегрев зарплат. Кризис его изрядно остудил.
КСТАТИ
Данные совместного статистического исследования Росстата и Высшей школы экономики развеивают главный кадровый миф последних лет: мол, юристов-экономистов у нас пруд пруди, а толкового “технаря” днем с огнем не сыщешь.
Оказалось, что 30% всех “высокообразованных” соотечественников — как раз инженеры (для сравнения: экономисты — 16%, юристы — 6%). Можно было бы усомниться, но выборка составляет 270 тыс. чел., что во много раз превышает размах обычных социологических изысканий.
Депутаты пытаются навязать работодателям молодых специалистов. На днях в Госдуму был внесен законопроект, который под угрозой штрафа заставит предприятия брать вчерашних студентов. Работодателям предлагают соблюдать квоту при приеме на работу выпускников ПТУ, техникумов и вузов, ищущих работу впервые. Для организаций, в которых работают от 100 до 200 человек, лимит должен составить два рабочих места, а при численности свыше 200 человек — не менее 2%. За несоблюдение этой меры предлагают наказывать работодателя штрафом от 2000 до 3000 руб.
Комментарий “МК”. Инициатива обязать кадровиков заботиться о молодежи кажется сомнительной. То, что надо делать из-под палки, никогда качеством не отличалось. В кризисное время работодатель явно предпочтет заплатить небольшой штраф, а не платить зарплату неопытному сотруднику.
ЭКСПЕРИМЕНТ “МК”: реально ли сейчас трудоустроиться без опыта?
Мы искали работу тремя способами: напрямую через работодателя, через кадровое агентство и через официальный орган — Московскую службу занятости.
(Разговор с работодателем)
Выбираем самую распространенную специальность — юрист. Загружаем ее в поисковую систему интернета, и на экране отображается уйма предложений. Вот одно из самых заманчивых: “Зарплата от 45 тыс. руб. Из требований: высшее профильное, английский, без в/п, презентабельный внешний вид”. Про возраст и опыт работы ни слова. Но на деле мне не дали вставить и слова, после того как выяснилось, что я неопытная выпускница.
— Мы ищем специалиста с опытом работы от пяти лет в строительном бизнесе, — оборвал разговор сотрудник фирмы.
— Может, помощником возьмете? У меня МГУ за плечами и разговорный английский…
Но из трубки уже неслись короткие гудки.
Берем вакансию попроще: “Требуется юрист для сопровождения сделок с недвижимостью. Опыт работы приветствуется. З/п 17—25 тыс. руб.”. В процессе разговора выяснилось, что под словом “приветствуется” подразумевается “обязательно, от трех лет”.Подобным образом со мной закончили разговор еще в доброй дюжине различных фирм и компаний.
За деньги хоть с опытом, хоть без
(Разговор с кадровым агентством)
На главной странице сайта известного кадрового агентства соискателей уверяют, что отсутствие опыта не преграда. Приятный женский голос внимательно выслушал мою проблему и тут же успокоил: работу найдут, гарантия 100%. Вот только…
— Услуги наши платные, цена зависит от пакета услуг. Самый дешевый эконом-вариант — 4500 рублей, элитное трудоустройство — 20 тысяч.
— Что так дорого?
— А вы как хотели? Мы же свое время будем тратить. Так вас записывать на прием?
Звоню в другое, не менее известное кадровое агентство. Чтобы снова не нарваться на “развод”, сразу раскрываю карты и представляюсь журналистом. После чего интересуюсь, есть ли в базе вакансии для выпускников.
— Что вы! И раньше без опыта работы кандидатуры практически не рассматривались, а сейчас тем более, — заявил гендиректор Андриан Гришин. — У нас сейчас нет ни одной вакансии, которую мы могли бы предложить выпускнику без стажа. Работодатель сейчас отыгрывается за те 8 лет, когда диктовал условия работник.
Вакансии есть. Требовать опыт работы незаконно
(Разговор с Московской службой занятости)
— Банк вакансий Москвы содержит много различных специальностей, в том числе и для выпускников вузов. Если не брать рабочих, а только “белые воротнички” (руководители, специалисты и т.д.), то я запросто могу назвать огромное количество вакансий, — заверил начальник отдела информации Московской службы занятости Андрей Гринберг. — Например, бухгалтеров требуется более 1800 человек, инженеров — около 3 тыс., менеджеров — свыше 2100, руководителей различных подразделений — 850 и т.д.
Более того, по словам г-на Гринберга, есть просто колоссальный спрос на выпускников средних специальных учебных заведений. Только слесарей требуется порядка 6 тыс., почти 2 тыс. электромонтеров и столько же поваров.
На наш вопрос об обязательном наличии опыта работы г-н Гринберг ответил весьма жестко:
— Это дискриминация, которую можно оспорить в любом суде. Требовать опыт работы — все равно что противоречить трудовому законодательству!
Конечно, в связи с кризисом некоторые изменения в трудоустройстве молодежи все-таки произошли, например, ожидаемая зарплата сократилась в разы. Если года два назад выпускники мне говорили, что меньше чем за 2 тыс. долларов не согласны работать, то сейчас средняя зарплата, на которую они могут претендовать, — 20—25 тыс. рублей.
С нехваткой кадров со средним специальным образованием Москва столкнулась давно. И кризис может повлиять на эту ситуацию благотворно. Как рассказал “МК” начальник отдела начального и среднего профессионального образования столичного Департамента образования Сергей Заякин, все ссузы набор осуществляют по заказу работодателей. “И в 2009 году предприятия не отказываются от своих обязательств по трудоустройству выпускников, — утверждает Сергей Заякин, — так что даже в условиях кризиса им гарантированы места”.
Трудоустраиваются все:
— мастера издательского дела,
— операторы швейного оборудования,
— проводники на железнодорожном транспорте.
Трудоустраиваются многие:
— автомеханики,
— мастера отделочных работ,
— монтажники радиоэлектронного оборудования,
— операторы ЭВМ,
— повара-кондитеры.
Испытывают проблемы с трудоустройством:
— секретари суда,
— слесари по строительно-монтажным работам,
— электромеханики по лифтам,
— кондитеры сахаристых изделий,
— слесари-электрики по ремонту оборудования подвижного состава,
— токари,
— пожарные.
Данные по трудоустройству за 2008 год
Выпустили (обучавшихся за счет бюджета) — 26 209 чел.
Трудоустроились по специальности — 15 132 чел. (58%).
Продолжили образование на более высоком уровне — 4000 чел. (15%) — с начального на среднее профессиональное образование; 3000 чел. (11%) — поступили в вузы.
Призваны в армию — 2214 чел. (около 8%).
Трудоустроились самостоятельно — 1634 чел. (ок. 6%).
По различным причинам не трудоустроились — 356 чел. (ок. 1%).
Прогноз на 2009 год
Планируется выпустить за счет бюджета 23,5 тысячи чел.
Трудоустроятся по специальности 16 400 чел. (70%).
Пойдут получать более высокое образование 4800 чел. (20%).
В армию будут призваны — 1900 чел. (8%).
Будущие кинозвезды тоже плачут
Во ВГИКе, который готовит режиссеров, операторов, актеров, сценаристов, звукорежиссеров для кино и телевидения, проблема трудоустройства выпускников существовала всегда. Бытовало понятие “свободное распределение”, а по сути царил принцип “найди работу сам”.
— Сомневаюсь, что во ВГИКе специально, организационно делалось что-то для трудоустройства выпускников, — говорит профессор Кирилл Разлогов. — Не потому, что педагоги и руководство этого не хотят. А потому, что понимают: насильно мил в творческой профессии не будешь, и трудоустройство — во многом лотерея. Так всегда было, дело не только в кризисе.
На фоне кризиса ситуация изменилась решительно. Объем кинопроизводства резко сократился. Из кино уходят частные инвесторы, государственное финансирование пока идет на покрытие прошлогодних расходов. Уменьшаются гонорары сценаристов и режиссеров, повышается конкуренция из-за сокращения рабочих мест. Резко снизилось количество телесериалов, которые годами успешно решали проблему трудоустройства выпускников. И если студенты продюсерского факультета, имея хорошее экономическое образование, еще могут заняться менеджментом, то для ребят творческих специальностей наступают нелегкие времена. Нечто подобное уже было в начале 90-х.
Светлана Устинова прогремела на всю страну еще на втором курсе ВГИКа, когда сыграла главную женскую роль у Петра Буслова во втором “Бумере”. Сейчас Света учится на последнем курсе. И, как сама призналась “МК”, даже звездный статус не может ей гарантировать светлого будущего:
— Проблема с количеством проектов сейчас стоит очень остро. Раньше можно было смело кому-то отказать, через какое-то время возникали новые предложения. А этой зимой вообще ничего не было. Сейчас ситуация улучшилась, вся весна у меня забита съемками. Самое страшное начнется как раз в марте-апреле, когда театры начнут набор артистов.
Все мои однокурсники очень переживают, и я в том числе. В этом году выпускается много актеров, всем нужна работа, многие уже бьют тревогу. На нашем курсе только один человек уже при деле — Анечка Михайловская работает в Театре им. Ермоловой.
В помощь студентам — выпускникам вузов в условиях кризиса Министерство образования РФ выпустило учебник “Пособие по безработице”.
Рисунок Алексея Меринова