Сцена равных возможностей

В Москве прошел семинар, посвященный “особому театру”

В Москве прошел семинар, посвященный “особому театру”
…Овальный зал Дома актера. Два десятка людей под руководством седой худой женщины делают, казалось бы, странные вещи: повторяют без конца каждый свое движение, издавая при этом каждый свой звук. Это один из мастер-классов, которые провела в Москве Андреа Хербст — немецкий режиссер театра “Мастерские Блаумайер”. Речь шла о методиках, по которым люди с ограниченными физическими возможностями могут создавать свой театр.

“Технологии особого театра” — так называется международный семинар, который провела в Москве Андреа Хербст. Общественное движение “Проект искусство и психиатрия “Мастерские Блаумайер”, существующее в городе Бремен (Германия), в своей театральной студии реализует уникальные проекты. Среди актеров и люди “обычные”, и люди, как их называет госпожа Хербст, “с особенностями развития”. Эта театральная студия ставит полноценные спектакли, снимает полнометражные фильмы и устраивает ежегодный фестиваль масок в городском парке Бремена. Основы сценических методик (которые полезны не только для потенциальных актеров) Андреа продемонстрировала тем, кто работает с инвалидами: лечебным педагогам, руководителям студий, студентам-будущим психологам и даже няням при больных детях из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и Владимира.  

Каким образом люди с физическими и умственными отклонениями работают на сцене в качестве актеров? Система Станиславского здесь не всегда подходит. Собственная, особая система сценического существования позволяет инвалидам создавать тот самый “особый” театр, ни в чем не уступающий театру “обычному”. Именно на этом принципе работают “Мастерские Блаумайер”.  

— Речь идет не о классическом способе обучения актерскому мастерству, — говорит Андреа, — но о создании и исследовании собственной сценической техники, поиске собственного художественного стиля и умении представить его на сцене. Интегрированный театр — это театр, где могут играть люди с особенностями развития и без особенностей развития. И каждый может делать это по-своему.  

Свой мастер-класс Андреа начала с того, что каждый из участников, представив себя в виде какого-нибудь животного, старается выполнить следующие задачи: развитие своего персонажа; движение и звуки; контакт с партнером; контакт с публикой. Эти сценические термины в реальности воплощаются в интереснейшие сценки: петух и кошка, корова и обезьянка, пингвин и птичка... У каждого — своя идея (кто-то хочет сметанки, кто-то — рыбки, кто-то — спать), каждый выражает свое желание голосом и движением, пытается передать свое желание зрителям (контакт с публикой) и реагирует на партнера. По сути это простейшие принципы театра. Все просто до примитивизма. Но вот что интересно: сценки получаются действительно смешными, логическими, выстроенными, а главное — импровизационными.  

— С этого ужаса, когда стоишь перед зрителями и не знаешь, что делать, и начинается импровизация. Инвалид в жизни далеко не всегда является инвалидом в искусстве и никогда — в личном творчестве.  

Так говорят актеры общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии “Круг”, которая и стала организатором семинара Андреа Хербст.  

Андреа ставит перед участниками другую задачу. Один человек повторяет любое движение, издавая при этом какой-то звук голосом: к примеру, поднимает руку, приседает, наклоняется, хлопает в ладоши. Другой встраивает в его ритм свое движение. Третий присоединяется к этой группе, занимая пустое место. Таким образом сложилась целая машина из двадцати человек, каждый из которых делает свое движение.  

— Медленнее! — говорит Андреа.  

И машина замедляет движения.  

— Быстрее!  

И машина ускоряется.  

— Стоп!  

И машина замирает.  

Все это не только забавно, но и полезно.  

— Это разогревочный тренинг, — объясняет Андреа. — Эти игры соединяют группу, повышают концентрацию, упрощают установку контакта, развивают актерское внимание, “антенны”: где в данный момент находится партнер и что он делает?  

— Андреа, какие цели преследует ваша методика? — обратился “МК” к режиссеру.  

— Наш театр работает с телом, это наш способ самовыражения. Кошка у “обычного человека” и кошка у человека в кресле-каталке будут резко отличаться друг от друга по смысловой наполненности образа. Мы добиваемся того, чтобы образы и идеи исходили из самих актеров, рождались ими. Наша задача — добиться интеграции людей с особенностями развития в обществе и права для них показывать свое искусство, чтобы их воспринимали как творческих людей, так, как воспринимают так называемых нормальных людей. Чтобы осуществить это, мы развивали специальные методики. Как раз этим занимается театр “Мастерские Блаумайер”, желая, чтобы люди с особенностями развития и без особенностей развития могли вместе творить искусство.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру