Обама обновил войну Афганистану

Президент США отправляет туда еще 30 000 солдат

Президент США отправляет туда еще 30 000 солдат
Обращаясь к нации, президент сказал: “Я ненавижу войну. Я видел ее жестокость, бессмысленность, глупость. Каждое изготовленное ружье, каждый спущенный на воду корабль, каждая выпущенная ракета — это кража у тех, кто голоден, кто холоден, кому не во что одеться”. Эти слова были произнесены не Бараком Обамой 1 декабря, а Дуайтом Эйзенхауэром много лет назад. Великий солдат хорошо знал, что такое война. И он оказался смелым не только на поле боя, но и в суждениях. У Обамы этой смелости не оказалось.  

Если отшелушить его выступление перед кадетами американской академии Вест-Пойнт от многочисленных деталей и свойственной Обаме риторики, то в остатке только одно: война в Афганистане — самая длительная война Америки за всю ее историю (почти десять лет) — будет продолжена по крайней мере еще несколько лет. А это тысячи убитых солдат, десятки тысяч убитых афганцев, миллиарды долларов, вылетевших в пушечные стволы.  

Попытки Обамы объяснить, почему он решил продолжить войну, которую унаследовал от Джорджа Буша, были неубедительны. Неубедительна уже сама посылка: афганская война необходима, чтобы кучка террористов не подорвала еще пару небоскребов в каком-либо американском городе. Но у “Аль-Каиды” для этого сколько душе угодно стартовых площадок — от Судана до Гамбурга. Ведь она не собирается вторгаться на американскую территорию, как Япония во Второй мировой войне.  

Может ли еще более интенсивная война в Афганистане запугать мировой исламский терроризм? Заставит ли посылка дополнительного контингента джи-ай сражаться афганские войска — или они еще больше взвалят тяготы войны на американцев? Возможно ли “возродить” афганское государство, если во главе его стоит условно легитимный президент, а сама страна занимает второе место в мире по коррупции и первое — по наркобизнесу?  

США тратят сейчас в Афганистане больше, чем составляет ВВП этой страны. Результат — ноль. Согласно контртеррористической стратегии, для умиротворения Афганистана необходимо в десять раз больше солдат, чем те дополнительные 30 тысяч, обещанные Обамой. Могут ли Штаты, потрясенные кризисом, позволить себе столь затяжную войну? А как быть с Пакистаном? С Ираком? С Ираном?  

Ответов на эти вопросы и проблемы Обама не дал. Посылая новые войска в Афганистан и продлевая войну еще на несколько лет, Обама спасал не столько другие нью-йоркские небоскребы, сколько свое президентство, особенно его второй срок. “Колебания” и бесконечные заседания Национального совета безопасности в “ситюэйшн рум” — подвальном помещении Белого дома — были лишь для отвода глаз. Для Обамы решение продолжать войну было неизбежным. Продолжать войны всегда легче, чем прекращать.  

Вспоминается запись беседы президента Линдона Джонсона со своим шефом Пентагона в годы вьетнамской войны Макнамарой:  

ДЖОНСОН: “Какой разумный человек может поверить в то, что 50, 100 или 150 тысяч американских солдат могут положить конец этой войне?”  

МАКНАМАРА: “Вы абсолютно правы”.  

Тем не менее Джонсон послал во Вьетнам полмиллиона солдат. 52 тысячи не вернулись домой. Пришлось убираться восвояси. Но “на людях” и Джонсон, и Макнамара глаголили о близкой победе каждый раз, когда расширяли интервенцию.  

И еще одна запись — на сей раз беседы президента Джонсона с председателем сенатского комитета по делам вооруженных сил Ричардом Расселом. Оба были техасцами.  

ДЖОНСОН: “Один владелец ранчо в Техасе сказал мне, что люди готовы простить президенту все, кроме слабости”.  

РАССЕЛ: “Да, в этом заключена большая мудрость. В этом что-то есть...”  

Обама пошел на поводу этой сомнительной мудрости и поступил, как его предшественники. Не обладая смелостью положить конец бессмысленным, преступным войнам, они передавали их в наследство своим преемникам. Трумэн Эйзенхауэру — корейскую войну, Джонсон Никсону — вьетнамскую, Буш Обаме — иракскую и афганскую. Обама не решился прорвать этот заколдованный круг. Он отправляет в Афганистан 30 000 солдат, которые будут развернуты в течение ближайших шести месяцев. А одновременно обещает начать вывод американских войск из Афганистана с июля 2011 года. Решение послать войска — факт, обещание вывода — вилами по воде писано.  

Советские войска, так называемый “ограниченный контингент”, застряли в Афганистане на десять лет. Их численность составляла 110 000 человек. Сейчас в Афганистане воюют 68 000 американцев и 10 000 союзников. Вместе с тридцатитысячным подкреплением они как раз сравнятся с “ограниченным контингентом”.  

И еще одна параллель. Уходя, Советы оставили в Афганистане Наджибуллу. Он был свергнут и повешен. Не ждет ли Карзая аналогичная судьба? Сейчас его называют не президентом Афганистана, а “мэром Кабула”. 90% страны его не признает и ему не подчиняется. Многие даже не знают, кто он такой.  

В 2006 году генералы Петреус и Амос издали бестселлер под броским названием “Руководство для армии и морской пехоты 3-24”. В нем говорится, что победа в таких странах, как Афганистан, не достигается на поле боя. Ее можно добиться, только завоевав “сердца и лояльность” местных жителей и обеспечив их безопасность. Эта доктрина получила название COIN.  

Говорят, COIN приглянулась Обаме, и он назначил своим командующим в Афганистане одного из ее вдохновителей — генерала Маккристала. Когда президент Обама закончил свою речь в Вест-Пойнте, в Кабуле было 5.30 среды 2 декабря. Генерал Маккристал начал брифинговать своих офицеров по поводу нового плана верховного главнокомандующего. Затем совершил облет военных баз НАТО — Кандагара на юге, Мазари-Шарифа на севере, базы ВВС в Баграме на востоке и Герата на западе. Война в Афганистане вступила в новый этап.
Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру