Arctic Sea взлетел на воздух

Таинственная история с сухогрузом повторяется с самолетом в Бангкоке

Таинственная история с сухогрузом повторяется с самолетом в Бангкоке
Задержанный в Бангкоке “Ил-76” с грузом оружия на борту имеет шансы отбить лавры самого загадочного судна (пусть и воздушного) у сухогруза Arctic Sea. 35 тонн взрывчатых веществ, гранатометов и компонентов для ракет “земля—воздух” — для кого все это “богатство” предназначалось, не ясно.

Как и в истории с Arctic Sea, география скандальной истории растет как на дрожжах: КНДР, Таиланд, Казахстан, Белоруссия, Украина, Грузия, Шри-Ланка, ОАЭ... По словам представителей местных властей, изъятые “товары” изготовлены корейской компанией, а самолет был зарегистрирован в Грузии. Однако грузинский интернет-портал “Грузия-Online” пишет, что единственная авиакомпания в Грузии, имеющая в наличии “Ил-76”, — это Air West Georgia. Юридический адрес компании — в Грузии, аэропорт “Копитнари”, фактический же — в Москве, аэропорт “Внуково”. Так что скандал, возможно, затронет нашу страну. Между тем, по информации комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, самолет ранее состоял в реестре Казахстана, но 7 октября 2009 года был продан грузинской авиакомпании и выведен из этого реестра. Более того, казахстанская сторона утверждает, что самолет был арендован новозеландской компанией SP TRAITING, LTD для осуществления перевозки грузов.

Не больше ясности и с маршрутом “Ил-76”. Если верить изданию The Bangkok Post, самолет вылетел из Украины, произвел промежуточные посадки в Азербайджане и Эмиратах, загрузился оружием в Пхеньяне, а оттуда собирался направиться через Бангкок и Коломбо (Шри-Ланка) снова на Украину. Но сомнительно, чтобы там понадобилось оружие северокорейского производства. Расследователи сообщают, что часть оружия должны были отгрузить в Шри-Ланке, а другую — где-то на Ближнем Востоке. Мелькнуло упоминание и о Пакистане. При этом члены экипажа — четверо граждан Казахстана и один белорусский подданный — якобы думали, будто перевозят бурильное оборудование для нефтепромыслов.

“Мы принимаем все это с критических позиций. Нам придется проверить все эти показания, включая то, настоящие ли у них были паспорта”, — заявил официальный представитель таиландского правительства, добавив, что у полиции пока нет данных о членах экипажа (в частности, о том, где они проходили подготовку и не были ли они связаны с террористическими организациями).

Таиландский суд продлил до 12 дней содержание под стражей пятерых членов экипажа самолета. Впоследствии этот срок может быть увеличен и до 84 дней.
Судя по всему, арест грузового лайнера не был случайностью. В СМИ просочилась информация, что тайские власти действовали совместно с американцами. А то, что американцы рьяно отслеживают перемещения грузов из Северной Кореи, — это факт. Новые санкции, введенные в этом году со стороны ООН против Пхеньяна, предусматривают ограничения экспорта северокорейского оружия. А в год КНДР зарабатывает торговлей вооружениями до миллиарда долларов.

— Эта история привлекла к себе такое внимание, потому что Северная Корея находится под санкциями, наложенными Совбезом ООН в связи с ядерными испытаниями в КНДР, — прокомментировал “МК” руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр ЖЕБИН. — Если исключить ракеты, то торговля обычным стрелковым оружием не запрещена. Но если действительно было заявлено, что в самолете находилось не оружие, а другой груз, то с точки зрения Таиланда в данном случае есть состав преступления. КНДР торгует далеко не новейшим оружием — это обычное оружие, довольно простое в обращении, в основном смоделированное с советских образцов. Северокорейское оружие поступает в основном в страны Ближнего Востока, в Иран, в Сирию. Кстати, в американской прессе упоминалось, что американцы закрывали глаза на поставки северокорейского оружия эфиопам, несмотря на санкции в отношении Пхеньяна, поскольку в этом случае оружие должно было попасть в “правильные руки”. Опять же с точки зрения американцев.
Андрей ЯШЛАВСКИЙ.

* * *

С принадлежностью самолета и авиакомпании-перевозчика вышел целый “постсоветский винегрет”. Экипаж арестованного самолета составляли пять человек. Четверо из них — граждане Казахстана: 53-летний Александр Зрыбнев, 58-летний Виктор Абдуллаев, 54-летний Виталий Шумков, а также 53-летний Ильяс Исаков. “Все они состоят в штате частной казахстанской авиакомпании и находятся в отпуске без содержания. Пока непонятно, как они нанялись в Грузии”, — заявил в понедельник председатель комитета по гражданской авиации министерства транспорта Казахстана Радильбек Адимолда. По его данным, злополучный “Ил-76” раньше состоял в реестре Казахстана, но 7 октября 2009 года был продан Грузии. Астана уже готовит тайцам запрос о временном освобождении из-под стражи граждан Казахстана под залог до решения суда. Пятым членом команды был 54-летний белорус Михаил Петухов.

Грузинская сторона теперь пытается отмежеваться от ответственности за незаконные перевозки оружия. Руководитель единой транспортной администрации страны Георгий Бокучава заявил, что задержанный “Ил-76” действительно зарегистрирован в Грузии. Но одна из грузинских авиакомпаний передала его в лизинг украинским коллегам. И перевозку оружия осуществляла украинская компания. По данным же Интерфакс-Украины, в Северную Корею самолет вылетел… с территории Белоруссии. И ни в каком лизинге у украинской авиакомпании не был. Вот такая “дружба народов”, которая может ввести в ступор любую международную организацию. Попробуй разбери, кого наказывать за незаконные поставки оружия.
Игорь КАРМАЗИН.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру