Стала известна причина смерти пилота «Боинга», летевшего из Душанбе в Москву

У Александра Жобина не выдержало сердце

Предположительной причиной смерти пилота таджикской государственной авиакомпании Tajik Air стал сердечный приступ на подлете к казахскому городу Актобе, где самолет, выполнявший рейс Душанбе-Москва должен был произвести дозаправку. По мнению эксперта «МК», летчика с сорокалетним стажем, сердце пилота скорее всего не выдержало постоянных нагрузок, связанных с недостатком межполетного отдыха. И такое положение сегодня складывается практически во всех авиакомпаниях мира.

У Александра Жобина не выдержало сердце

Напомним, трагедия случилась еще 15 мая. Александру Жобину, командиру резервного экипажа, который летел в самолете «Боинг-757», чтобы выполнить обратный рейс, неожиданно стало плохо. Перед этим Жобин поужинал и пошел спать, но коллеги заметили, что командир издает хрипы, которые они сначала приняли за храп, но потом поняли, что звучат они неестественно.

На борту «Боинга» оказался врач, он бросился на помощь. К этому времени Жобин уже перестал дышать. Ни искусственное дыхание, ни непрямой массаж сердца, примененные медиком, Жобину не помогли. Он скончался. Родные забрали его из Москвы, где умершего вскрыли и установили причину смерти, и похоронили в Волгограде.

В авиакомпании, между тем, отметили, что никакой опасности для пассажиров в этой ситуации не было, поскольку на таких рейсах всегда присутствуют по два взаимозанимаемых экипажа.

Однако, эксперт «МК», действующий летчик с 40-летним стажем, по вполне понятным причинам не пожелавший назвать свое имя, рассказал:

- Такие случаи происходят достаточно часто. Только за последний год я знаю не менее пяти. Но на этот раз человек скончался прямо в полете и поэтому, случай стал достоянием широкой общественности. А в остальных случаях пилоты умирали уже по окончании рейсов, за рулем или уже дома. Профессия пилота находится в списках особо опасных — летчики испытывают много стрессов — это и быстро меняющаяся обстановка, при залете и перегрузки, скачки давления, солнечная радиация. Последние 15-20 лет в авиации обозначилось то, что авиакомпании, что называется, поголовно, нарушают нормы отдыха экипажей. Ранее норма налета в месяц должна была составлять не более 70 часов, сейчас ее увеличили до 100. Пилотов заставляют работать на пределе сил и возможностей, ограничивая при этом время их отдыха. В некоторых компаниях время между полетами может составлять 8 часов, но там не учитывают, что летчику еще надо доехать до дома, поесть, умыться, поспать, потом снова встать, умыться, доехать... Просто удивляет, как те, кто устанавливают эти нормы, могут этого не понимать. Когда мы возмущаемся и предлагаем менеджерам, дескать, давай, вместе с нами полетай, поезди, они говорят: а что такого? У вас сейчас работа легкая: сиди в самолете, кнопочки нажимай. Но на самом деле в воздухе сейчас настолько сложно, почти как на земле, летчикам нужно помогать диспетчерам разводить судна.

- Почему так происходит, на ваш взгляд?

- Мое личное мнение — потому, что все управленцы в авиакомпаниях — совсем не специалисты в авиации. И потому, что в первую очередь, они все делают, чтобы выжать деньги и обеспечить удобство пассажиров. При этом, состояние летчиков и как они будут выполнять свою работу, их мало интересует. И так, насколько я знаю, сегодня происходит практически во всех авиакомпаниях мира.

- Но было бы, наверное, странно, если бы все определяла только их совесть. Есть ведь нормативы.

- Нормативы действительно есть, но в местных регламентах каждой авиакомпании они настолько растворены.. Вот, скажем, есть такое понятие как перемещенная смена. Например, рейс вылетает в из Москвы в Сочи в 22 часа. Прилетает, а это уже час ночи. Пилот пришел в гостиницу, лег спать, а в шесть часов у него уже обратный вылет. Они говорят: это разорванная смена. Но пока человек после нагрузок лег, покрутился, ведь сразу уснуть обычно не удается... Тут ему уже надо вставать и снова садиться за штурвал. А по документам получается, что все как положено, что времени для отдыха было достаточно.

- Что, на ваш взгляд, уже сегодня можно делать, чтобы избежать такой ситуации, которая, как я поняла, в другом случае могла стать и роковой для всех пассажиров самолета?

- Просто необходим очень жесткий контроль за временем отдыха. А пилотам каждые полгода нужно бросать буквально все и полноценно заниматься своим здоровьем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру