На данный момент доподлинно известно только то, что ЧП не было терактом. Остальные версии, появляющиеся в СМИ с подачи информированных источников, являются предметом бурного обсуждения.
1. СКАЧОК НАПРЯЖЕНИЯ
Одной из первых поступила информация о том, что непосредственно перед сходом вагонов произошел скачок напряжения. "Из-за резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации. Это послужило причиной резкой остановки электропоезда", - сообщал "Интерфакс" со ссылкой на столичное ГУ МЧС.
При этом в "Московской объединенной электросетевой компании" заявили, что "перепадов напряжения по сети ОАО "МОЭСК" не зафиксировано, в том числе на распределительную подстанцию метрополитена, обеспечивающую работу контактного рельса на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар". Вся энергосистема столицы в зоне ответственности энергокомпании работала стабильно, в штатном режиме".
2. ПРОСЕДАНИЕ ПОЛОТНА
В СКР в свою очередь заявили, как сообщает РИА "Новости", что авария могла быть вызвана проседанием полотна. "Потому что там параллельно ведутся работы на параллельном участке", - заявил официальный представитель ведомства Владимир Маркин.
Такая версия в настоящий момент рассматривается следователями среди прочих.
3. ДЕФЕКТ КОЛЕСНОЙ ТЕЛЕЖКИ
Знакомый с ситуацией источник "Интерфакса" заявил, что причиной трагедии могло стать механическое повреждение узла крепления колесной тележки с корпусом вагона. "Возможно, в этом креплении был дефект", - предположил собеседник агентства.
Он добавил, что после отрыва тележки вагоны вышли за габариты тоннеля и несколько раз врезались в тюбинг, в результате чего аварийный вагон и был деформирован.
4. НЕИСПРАВНАЯ СТРЕЛКА
Тот же источник в беседе с агентством назвал и такую версию ЧП - неисправность стрелочного перевода. "Обращает внимание тот факт, что первый вагон метропоезда вынесло в сторону тупика. Это могло произойти из-за несанкционированного срабатывания или неисправности стрелки", - сказал источник.
Городские власти пока не комментируют обоснованность предположений о технической неисправности путей или подвижного состава. Как заявил РИА "Новости" глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов, "подвижные составы и пути своевременно проверялись, необходимый объем был сделан".
5. ПОВРЕЖДЕНИЕ РЕЛЬСОВ
Правда, это заявление опровергают свидетельства очевидцев, указывает портал "Йод". По мнению сайта, если не чиновники, то сотрудники подземки могли знать о проблемах на этом участке путей как минимум за два дня до трагедии. "13 июля по 1-му и 2-му пути на участке перегона "Парк Победы" - "Киевская" было введено ограничение скорости до 60 км/ч в связи с плохим состоянием рельс, сообщали пользователи на форуме портала "Наш транспорт"", - отмечает "Йод". Что конкретно было не так с рельсами, не уточняется.
В Facebook пользователь Сергей Молоствов пишет, что еще две недели назад обращался к руководству метрополитена с жалобой на вибрацию в поезде, ощущавшуюся во время движения на участке между "Парком Победы" и "Славянским бульваром". "Вагоны так вибрировали, что дискомфортно было в них находиться", - пишет пользователь. При этом он утверждает, что получил ответ, в котором представители подземки, по его словам, сообщили: "Путь содержится в соответствии с техническими нормами и допусками, отступлений в содержании стыков не выявлено, размеры стыковых зазоров соответствуют техническим нормам".
Между тем "МК" удалось узнать, что около года назад неподалеку от места сегодняшней трагедии, на станции "Киевская" из-за дефекта колесной тележки сломался поезд. Его, по некоторым данным, тогда буксировали до станции "Славянский бульвар" с заклинившими колесами. Это могло вызвать повреждение пути - такая версия сейчас активно обсуждается, впрочем официальных комментариев на этот счет пока не поступало.
Как заявил "МК еще один информированный источник, сотрудник подземки, на Арбатско-Покровской линии постоянно экономят на ремонте, хотя эта ветка считается самой проблемной. "Руководство обслуживающих синюю ветку депо попросту экономят на нем деньги, - заявил собеседник "МК". - Кроме того, часть составов здесь оборудовано так называемой "Автоматической локомотивной сигнализацией с автоматическим регулированием скорости" (АЛС-АРС), а часть - нет, из-за чего машинистам здесь работать очень непросто. Одним приходится следить за скоростью самостоятельно, а другим - полагаться на электронику, которая вполне может подвести и выкинуть что-то непредсказуемое".