Нидерландский совет по безопасности возглавляет международное расследование катастрофы «Боинга» компании Malaysia Airlines, случившейся 17 июля на восточной Украине. Тогда погибли все находившиеся на борту 298 человек.
ИКАО утверждает, что ответственность за расследование причин авиакатастрофы лежит на той стране, где произошел инцидент. Но именно голландскому Совету по безопасности Украина передала ответственность за расследование катастрофы малайзийского «Боинга». Это, в частности, связано с тем, что рейс вылетел из Нидерландов, а также в связи с гибелью большого числа голландских граждан (более половины пассажиров рейса МН17). Передача была формально закреплена соглашением от 23 июля. В расследовании катастрофы в той или иной степени задействованы Украина, Малайзия, Австралия, Россия, Великобритания, США, Германия, Франция, Италия, Индонезия, а также эксперты ИКАО и Европейского агентства по авиационной безопасности. Однако голландский Совет по безопасности остается в данном процессе лидирующим.
При этом голландские расследователи так и не попали на место крушения лайнера, объяснив это отсутствием гарантий безопасности в условиях вооруженного конфликта на восточной Украине. Заранее было обещано, что предварительный доклад будет включать в себя данные «черных ящиков» разбившегося самолета, а также картинки, полученные со спутников и данные радаров. Как предупредила официальный представитель совета Сара Верноий, расследование касается лишь причин катастрофы, а не отвечает на вопрос о том, кто несет за нее ответственность.
Вот, о чем говорится в докладе, обнародованном на сайте Совета по безопасности: «Рейс MH17, который выполнялся самолетом Boeing 777-200 компании Malaysia Airlines, потерпел крушение в воздухе, вероятно, в результате структурного повреждения, вызванного большим количеством высокомощных объектов, пронзивших самолет снаружи. Нет указаний на то, что крушение рейса MH17 было вызвано технической ошибкой или действиями экипажа.
Речевой самописец, бортовой самописец полётных данных и данные от авиадиспетчерских служб все предполагают, что рейс МН17 следовал нормально до 13:20:03 (UTC), после чего он внезапно прервался. Полное прослушивание разговоров членов экипажа в пилотской кабине, записанных на речевой самописец, не выявил признаков каких-либо технических сбоев или чрезвычайной ситуации. Не было слышно никаких предупреждающих тонов в пилотской кабине, которые указывали бы на технические проблемы.
Бортовой самописец полетных данных не зарегистрировал никаких предупреждений бортовой системы, а параметры двигателей воздушного судна соответствовали нормальной работе во время полета. Радиопереговоры с украинскими авиадиспетчерами подтверждают, что не было никаких сообщений о чрезвычайной ситуации от экипажа самолета. Последние обращения со стороны украинских авиадиспетчеров, сделанные между 13.20:00 и 13.22:02 (UTC) остались неотвеченными.
Образцы обломков на земле дают возможность предполагать, что самолет разбился на куски во время полета. Основываясь на доступных предполетных данных, самолет был пригоден к полету в то время, когда он вылетел из Амстердама, и о технических проблемах данных не было. Самолет управлялся квалифицированным и опытным экипажем.
До сих пор не представлялось возможным провести детальное изучение обломков. Однако доступные изображения показывают, что куски обломков пробиты в многочисленных местах. Образцы повреждения фюзеляжа самолета и пилотской кабины соответствуют тому, что может произойти в результате попадания высокомощных объектов в самолет снаружи.
Похоже, что эти повреждения привели к утрате структурной целостности самолета, что вызвало разрушение его в воздухе. Это также объясняет внезапный конец регистрации данных его самописцами, одновременную потерю контакта с авиадиспетчерами и исчезновение самолета с радара.
В своем предварительном докладе Совет по безопасности представляет первоначальные выводы расследования, которое продолжается в полном объеме. Необходимо провести дополнительные изыскания для более точного определения причин крушения и того, как самолет разрушился. Совет считает, что дополнительные свидетельства станут доступны в будущем. С нынешнего времени команда расследования приступит к работе по разработке окончательного доклада. Целью Совета является публикация доклада в течение года с даты крушения.
Проект предварительного доклада был направлен аккредитованным представителям государств, участвующих в расследовании (Малайзия, Украина, Российская Федерация, Соединенное Королевство, США и Австралия) для изучения. Все аккредитованные представители высказали свою реакцию».
Тем временем на Украину в эти дни направлены десятки расследователей из Малайзии и других стран, надеющихся собрать дополнительные свидетельства, относящиеся к трагедии.
По словам малайзийского премьер Наджиба Разака фундаментальной задачей расследования является сбор физических свидетельств, которые могут быть предъявлены в свое время в суде для того, чтобы без сомнений было доказано, что «самолет был сбит ракетой».