Крушение А320: почему Андреас Лубитц заблокировал вход в пилотскую кабину

Аналогичные авиакатастрофы случались и ранее

«Он был совершенно нормальным», – люди, знавшие второго пилота А320 компании Germanwings, разбившегося по пути из Барселоны в Дюссельдорф во французских Альпах, не могут поверить, что симпатичный парень Андреас Лубитц, безумно любивший небо, мог преднамеренно убить вместе с собой еще 149 человек. Следствие склонно думать, что молодой человек действовал обдуманно, когда направил лайнер вниз.

Аналогичные авиакатастрофы случались и ранее

Что происходило по обе стороны двери

Французские следователи, проанализировав записи голосового самописца разбившегося самолета, пришли к выводу: Андреас Лубитц преднамеренно погубил А320 после того, как капитан воздушного судна вышел из пилотской кабины.

Вот какой была картина произошедшего.

Когда самолет поднялся на крейсерскую высоту 38 тыс футов, разговор между капитаном Патриком Зондерхаймером и вторым пилотом был чем-то вроде дружеского подначивания – ничего особенного. Они болтали как это делают обычные пилоты в ходе обычного полета, говорят участники расследования.

На линии Барселона-Дюссельдорф стандартной процедурой является обсуждение капитаном программы приземления через 20 минут после начала полета.

И когда Зондерхаймер начал разговаривать с Лубитцем про приземление, что-то изменилось: второй пилот начал отвечать короткими репликами.

После того, как закончилось обсуждение программы приземления, капитан решил выйти в туалет. «Бери контроль», – сказал он Лубитцу.

Это был последний их разговор. Андреас Лубитц левой рукой закрыл замок двери и заперся в кабине.

Оставшись один в кабине, летчик нажимал кнопки, чтобы направить самолет на снижение.

Лубитц вручную изменил установку автопилота с высоты 38 тыс футов (11,5 тыс метров) на 100 футов (30 метров) – самую низкую из возможных позиций. Через девять секунд самолет начал снижаться.

Вернувшийся из туалета командир экипажа, увидев, что дверь заблокирована, попытался через видеоинтерком потребовать от второго пилота открыть. Лубитц не ответил. Зондерхаймер начал барабанить по двери – и вновь никакого ответа.

После терактов 11 сентября 2001 г. дверь в пилотскую кабину была модифицирована – и попасть вовнутрь извне стало возможно лишь путем набора кода, но вход был заблокирован изнутри.

Тем временем французские авиадиспетчеры пытались несколько раз вступить в контакт с самолетом, увидев, что он почему-то начал незапланированное снижение.

Капитан Зондерхаймер отчаянно пытался пробиться в кабину, пытаясь взломать дверь. Есть данные, что он использовал специальный топор, имеющийся на борту для чрезвычайных ситуаций. Но вход был оборудован бронированной дверью – как того требуют антитеррористические нормы – и усилия командира были тщетны.

На протяжении восьми минут снижения самолета на фоне полной тишины единственным звуком, раздававшимся в кабине, было дыхание Лубитца. Оно было слышно до момента столкновения лайнера с землей. То есть пилот был жив, а дыхание было нормальным, не таким, какое бывает, например, при сердечном приступе. По мнению следствия, спокойное дыхание могло свидетельствовать, что Лубитц не находился в состоянии паники, а действовал спокойно и обдуманно.

Тишину прервал сигнал автоматической системы тревоги, предупреждающей летчика о том, что самолет слишком близко к земле. Тот проигнорировал сигнал.

Судя по данным бортового речевого самописца, большинство пассажиров некоторое время не осознавали, что происходит нечто фатальное. Крики начались лишь в самом конце.

Самолет врезался в гору на скорости 700 км/ час...

Полиция ищет улики

Что же стало причиной такого поведения летчика, приведшего к страшной трагедии? Пока у следствия ответа на этот вопрос нет.

В поисках ключа к загадке катастрофы A320 полиция провела обыск в небольшой квартире Андреаса в Дюссельдорфе и в доме его родителей в городке Монтабауре, что в земле Рейнланд-Пфальц, где он частенько останавливался. Из этих жилищ полицейские выносили изъятые материалы в картонных коробках и пластиковых мешках. По некоторым данным, будто бы было обнаружено предсмертное письмо летчика. Однако прокуратура в Германии не подтвердила этого. Однако сообщается, что были сделаны «важные открытия».

Во время обыска полицейские увидели, что все комнаты в его жилище были покрыты картинками с самолетами, а также эмблемами авиакомпании. Друзья Андреаса рассказывают журналистам, что тот еще со школы был «помешан на полетах» и не мог бы жить, если бы не получил лицензию пилота.

Следователи собираются изучить личное, семейное и профессиональное окружение второго пилота злосчастного рейса 9525.

Родственники второго пилота тоже приехали во Францию на место катастрофы, но их отделили от близких других погибших. Отец Лубитца работает в банке, а мать играет на органе в протестантской церкви.

СМИ сообщают, что у Лубитца были проблемы с психическим здоровьем. В частности, немецкое издание Bild пишет, что Лубитц столкнулся с кризисом личной жизни, а Der Spiegel утверждает, что он в 2009 году прерывал свое летное обучение на полгода из-за «синдрома эмоционального выгорания. Судя по имеющимся данным, Андреас проходил психиатрическое лечение, и проходил регулярное медицинское спецобследование у доктора.

Следствие пытается выяснить, страдал ли Лубитц от «кризиса личной жизни». Говорят, у него были трудности в отношениях с его девушкой (с которой они были вместе семь лет и вместе жили в Дюссельдорфе), а также эмоциональные проблемы.

Схожие трагедии уже случались в прошлом

После катастрофы во французских Альпах несколько крупных авиакомпаний заявили, что намерены ввести правило «не менее двух в кабине».

Со своей стороны, ИКАО (Международная организация гражданской авиации) выступила с требованием регулярно проводить специальные проверки пилотов, включающие обследование и психического, и физического состояния. В случае, если результаты проверки будут внушать беспокойство, следует задуматься также о проведении нейропсихологических исследований.

Трагедия рейса 9525 напоминает катастрофу лайнера Boeing 767 компании EgyptAir, случившуюся в Атлантике 31 октября 1999 г. Самолет летел из Лос-Анджелеса в Каир с промежуточной посадкой в Нью-Йорке. После вылета из нью-йоркского аэропорта им. Джона Ф. Кеннеди командир экипажа вышел в туалет, а через 30 секунд второй пилот Гамил Эль-Батути прошептал: «Я полагаюсь на Аллаха». Он произнес эту фразу семь раз. Через несколько секунд самолет клюнул носом вниз и начал пикировать. Вернувшийся в кабину капитан самолета спросил: «Что происходит? Что происходит?», но Эль-Батути продолжал повторять, что полагается на Бога. Командир сел за штурвал и начал набор высоты, но второй пилот продолжал тянуть штурвал вниз. «Боинг» рухнул в Атлантический океан в 97 км от острова Нантакет. Все 217 человек, находившиеся на борту, погибли. Египетские власти отвергали версию о том, что катастрофа была совершена Эль-Батути преднамеренно, указывая на технические проблемы. В то же время возникла версия, согласно которой, Эль-Батути получил взыскание за «неприличное поведение» с женщинами в нью-йоркском отеле «Пенсильвания». И чиновник авиакомпании, наложивший это взыскание (речь шла о запрете для Эль-Батути полетов в США), был среди пассажиров рейса.

Нет полной ясности, что стало причиной катастрофы «Боинга 737» сингапурской авиакомпании SilkAir , разбившегося в Индонезии. Находясь на крейсерской высоте, авиалайнер перевернулся, перешёл в практически вертикальное пикирование и упал в реку. Погибли 104 человека. Следователи предположили, что виновником катастрофы мог быть командир корабля 41-летний опытный пилот Цу Вай Мин, обремененный серьезными долгами. Возможно, что он обманным путем вынудил второго пилота покинуть кабину, после чего направил самолёт к земле. Но достоверных подтверждений эта версия не имеет.

А в конце ноября 2013 г. в Намибии произошла катастрофа самолета Embraer E190 авиакомпании LAM Mozambique Airlines, летевшего из Мапуто в Луанду. Связь с судном прервалась, и самолет исчез с экранов радиолокаторов. В результате катастрофы погибли 27 человек. Изучение «черных ящиков» показало, что время снижения и столкновения с землей в кабине экипажа находился только капитан воздушного судна, а дверь в кабину была закрыта на замок. На записи был слышен стук в дверь, но она оставалась закрытой.... По данным полиции Мозамбика капитан судна имел в последнее время проблемы в браке, кроме того за год до авиакатастрофы погиб его сын.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26774 от 28 марта 2015

Заголовок в газете: Убийца 150 человек был на больничном

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру