Как пассажиру автобуса избежать аварии или получить за нее компенсацию

Все пассажиры страхуются автоматически, как только заходят в салон, а узнать биографию водителя можно по номеру машины

За последние 8 месяцев в Россия аварийность среди водителей автобусов выросла на 8%. Это цифровое совпадение вряд ли можно счесть забавным — ведь эти ДТП привели к 223 смертям. В целом же безопасные, на первый взгляд, автобусы, побывали более чем в 3000 аварий, случившихся по вине их водителей. Что может сделать обычный пассажир для того, чтобы не стать частью этой неприятной статистики? Это выяснил «МК».

Все пассажиры страхуются автоматически, как только заходят в салон, а узнать биографию водителя можно по номеру машины

Как рассказывают в Комитете по транспорту, принято считать, что автобусы значительно реже попадают в ДТП, нежели легковые автомобили. Но, к сожалению, минувшее лето дало много поводов задуматься над тем, так ли безопасен этот вид транспортного средства. С начала 2015 года наметилась тенденция к увеличению аварийности по вине водителей автобусов. По их вине уже совершено 3071 ДТП, то есть прирост составляет 8,2%, в которых погибло 223 человека (или рост +42%), раненых 4837 (+12,5%).

Как рассказала «МК» специалист экспертного центра «Движение без опасности» Екатерина Баяндина, если составить рейтинг самых частых причин, из-за которых автобусы попадают в аварии, то на первом месте будет неправильный выбор дистанции. За последние полгода самое большое количество аварий по этой причине произошло 372 аварии. В этой же категории ДТП самое большое количество раненых – 692 человека. На втором месте – несоответствие скорости конкретным условиям (ремонтные работы, непогода, плохая видимость) и нарушение правил проезда пешеходного перехода (271 происшествие, ранено 527 человек). Водители автобусов нарушают и правила проезда пешеходного перехода, только за последние 6 месяцев зафиксировано 214 аварий, произошедших из-за этого, а ранения получил почти каждый пешеход – 208 человек.

На что же следует обращать внимание, совершая рядовой путь на городском автобусе или отправляясь в путешествие на рейсовом? В первую очередь, на внешний вид и состояние водителя и самого автобуса. Слишком усталый, раздраженный, разговаривающий по мобильному телефону водитель – достаточно весомый аргумент для того, чтобы не садиться в его «экипаж» и дождаться следующего. Автобус, явно побывавший в переделках, имеющий слишком грязные лобовые и боковые зеркала – повод проявить твердость и уважение к своей безопасности.

Если вы отправляетесь в неблизкую поездку, подразумевающую ночной маршрут, убедитесь в том, что с водителем едет сменщик. Хорошо, если на приборной панели вы увидите такой аппарат как тахограф, внешне он напоминает магнитолу, – он обязателен для заказных и междугородных поездок. Тахограф фиксирует, когда водитель отдыхал, сколько времени работал, где он делал остановки и сколько они длились. Любое отклонение от нормы влечет за собой штрафы. Эксперты называют этот прибор аналогом черного ящика в самолете. Если водитель не остановился вовремя, тахограф начнет издавать громкие сигналы и мигать до тех пор, пока он не отдохнет. «К сожалению, более 200 тысяч штрафов за последние 6 месяцев были выписаны за игнорирование установки этого устройства. Но если перевозчик говорит вам о том, что он тахограф установил, это гарант того, что вас повезут не в карточном домике — этот прибор невозможно установить на очень старые модели и откровенно бракованный транспорт. Кроме того, наличие тафографа свидетельствует о том, что владелец, скорее всего, имеет автобусный парк, то есть это не частник, который больше заботиться о количестве, а не качестве перевозок», - продолжает Екатерина Баяндина.

Увы — сегодня закон позволяет физическим лицам не устанавливать тахографы ни на одну категорию транспорта, из-за чего многие юридические лица переквалифицировались под физические. В итоге водители не соблюдают режим труда и отдыха, и человеческий фактор остается первым в списке причин аварий.

Можно ли вычислить потенциально аварийный автобус? Как говорят в центре «Движение без опасности», лучше задать все вопросы перевозчику до поездки, чем после. «Планирование маршрута необходимо сделать такой же обязательной частью подготовки к поездке, как покупку билетов и сбор чемоданов. Звонок в транспортную компанию, чьими услугами вы собираетесь воспользоваться, может стать первым шагом в сторону от ДТП, в которое можно попасть», - отмечает Екатерина Баяндина.

Междугородний автобус в обязательном порядке должен быть оборудован не только тахографом, но и ремнем безопасности. При резком торможении даже с совсем невысокой скоростью (50-60 км/ч), вес человека увеличивается в 30 раз. Поэтому пассажир, игнорирующий ремень безопасности, может попросту вылететь через лобовое стекло, получив серьезные или смертельные травмы. Этот закон физики известен всем перевозчикам без исключения, поэтому если о наличии ремней вам будут отвечать невнятно или отрицательно, других вопросов можно не задавать.

Не стесняйтесь узнать биографию водителя, в которой должны быть сведения о нарушениях, которые за ним числятся, истории аварий. В случае, если речь ведется о детских перевозках, например, автобусной экскурсии, руководство школы имеет право запросить справку, подтверждающую, что детей доверяют профессионалу. Если выдавать справку вам отказываются, или у вас возникают сомнения в искренности беседовавшего с вами представителя компании, есть способ проверить все это самостоятельно. На сайте национального союза страховщиков ответственности есть форма, где, вбив номер автобуса, человек сможет получить о нем всю необходимую информацию. Конечно, речь идет только об официальных перевозчиках. Однако только о них и пойдет речь, если дело дойдет до выплаты серьезной страховки из-за того, что автобус попал в ДТП...

Планировать поездки лучше всего на будние дни. За последние 8 месяцев меньше всего аварий происходило по вторникам, а больше всего – по пятницам и субботам. Ночных переездов, переходящих в раннее утро, надо стараться избегать, потому что вероятность того, что вам попадется недобросовестный водитель, вышедший на работу не в первую смену, увеличивается именно в этот период. Видимость в это время тоже не ахти, даже обычную яму на дороге становится разглядеть гораздо труднее.

Состояние дороги – особенная тема для нашей страны. Планируя поездку, правильно узнать, проводятся ли на трассе, по которой вы будете добираться, ремонтные работы. Узнать об этом несложно – автомобилисты часто делятся этой информацией друг с другом в Интернете.

Увы — нередко автобусные аварии происходят по вине пьяных водителей общественного транспорта. За последние 8 месяцев таких было поймано 36. Знать признаки, по которым можно определить опьянение или глубокую форму усталости водителя, просто необходимо. Между прочим транспорт, который управляется нетрезвым шофером, можно распознать даже еще до посадки в него. Выключенные сигналы поворота; фары, включенные, или погашенные не вовремя; плохая реакция или, наоборот, слишком резкие маневры говорят либо о том, что человек находится не в адекватном состоянии, либо о том, что он «чайник». Этого вполне достаточно, чтобы не садиться в неблагонадежный «экипаж». Сообщать о таких водителях можно и нужно по телефону доверия ГИБДД (8(495)694-92-29, сделать это можно анонимно.

Что делать, если ДТП все же произошло? К сожалению, далеко не все знают, что все пассажиры, входящие в автобус, страхуются автоматически, как только заходят в салон. Например, за травму, нанесшую вред жизни человека положено 2 миллиона рублей, за беременность, прерванную из-за ДТП на сроке больше 12 недель – 1 миллион рублей, за перелом большой берцовой кости – 240 тысяч рублей. Только за минувшее лето за последствия 10 крупных аварий Национальный союз страховщиков ответственности должен пострадавшим более 160 миллионов рублей.

Читайте материал: Деталь, травмировавшая пассажирку автобуса в Москве, оказалась частью двигателя

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру