МАК: «Боинг» в Ростове погубили уставшие и обозленные пилоты

Незадолго до падения в кабине пилотов сложилась «нервозная обстановка»

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) представил промежуточный отчет о причинах катастрофы «Боинг 737» в аэропорту Ростова-на-Дону 19 марта этого года. Эксперты восстановили картину последних минут полета лайнера и сделали вывод, что членов экипажа мог испугать сдвиг ветра, после которого пилоты начали совершать одну ошибку за другой.

Незадолго до падения в кабине пилотов сложилась «нервозная обстановка»

Последний перелет лайнера компании FlyDubai проходил в штатном режиме до прибытия в Ростов. Однако во время посадки пилотов, судя по всему, взволновал сдвиг ветра. Члены экипажа сообщили диспетчерам, что бортовые системы самолета зафиксировали опасное явление, и ушли на второй круг.

Во время второй попытки «Боинг» благополучно снизился до 600 метров, однако в этот момент командир воздушного судна отключил автомат тяги и перевел управление в ручной режим. Но самое странное произошло на высоте в 220 метров: технический самописец зафиксировал самопроизвольное увеличение скорости с 290 до 320 километров в час, вызванное, скорее всего, порывом попутного ветра.

Это обстоятельство, считают эксперты, вывело из себя пилотов, которые и без того были раздражены долгим ожиданием. До катастрофы, напомним, самолет несколько часов наворачивал круги над аэропортом из-за плохой погоды. При этом речевой самописец зафиксировал, что в кабине сложилась «нервозная обстановка».

Раздосадованные пилоты увели машину на третий круг, после чего в их действиях начались фатальные ошибки. Сначала пилот загрузил двигатели на 101-102 процента от проектной мощности, из-за чего лайнер начал стремительно набирать высоту. Это, по мнению экспертов, создало у экипажа ложную иллюзию полета вверх.

На высоте 600 метров командир слегка сбавил нагрузку на двигатели и отдал штурвал, чем незначительно погасил скорость. Действие длилось всего три секунды, однако из-за поступившей команды к управлению самолетом подключилась автоматика, начавшая перемещать убранные при наборе высоты закрылки.

В этот момент командир предпринял новую попытку быстрого набора высоты. При выпущенных на 15 градусах закрылках у пилотов только усилилась иллюзия вертикального взлета. В итоге на высоте 900 метров пилот резко перевел штурвал на пикирование, одновременно отклонив руль высоты. Более того, пилот усилил пикирование, перемещая стабилизатор.

Из-за этого «Боинг», достигнув высоты 1000 метров, начал пикировать к земле. Ошибка оказалась фатальной: в кабине возникла отрицательная перегрузка. Как рассказал «Коммерсанту» опытный летчик-испытатель, это могло ввергнуть неподготовленных гражданских пилотов в панику.

После того, как самолет «поднырнул» под облака, командир увидел огни аэропорта и понял, что катастрофа неизбежна. Однако сделать он уже ничего не мог: лайнер несся к земле на скорости 600 километров в час и под углом 50 градусов. В последние секунды ошибку коллеги понял и второй пилот, о чем говорят его испуганные возгласы на родном для него испанском языке.

В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту 62 человека. Большинство из них были гражданами России.

Сюжет:

Крушение Boeing в Ростове-на-Дону