"Ту-154 мог "прыгать" по морю два километра"

Эксперт рассказал, что следует из показаний очевидца о неестественно задранном вверх носе лайнера

Одним из свидетелей крушения Ту-154 над Черным морем стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ. Как следует из его показаний, у самолета был неестественно задран вверх нос, как у мотоцикла, поставленного на заднее колесо. У очевидца сложилось впечатление, что летчик не набирает высоту, а пытается совершить посадку на море.

Прокомментировать это сообщение мы попросили заслуженного пилота России, бывшего летного директора «Внуковских авиалиний», члена Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации Юрия Сытника, который за 43 года работы налетал более 22 тысяч часов.

Эксперт рассказал, что следует из показаний очевидца о неестественно задранном вверх носе лайнера

— На борту мог быть перегруз?

— Нет, перегруза там быть не могло, а вот то, что они сорвались в штопор, — вполне правдоподобно. Это могло произойти из-за неправильного размещения груза. По словам очевидца, самолет коснулся воды хвостом, то есть командир пытался его приводнить. Но что-то ему помешало — на большой скорости произошел удар об воду, и самолет стал разваливаться на части.

И здесь на первое место выходит самая нехорошая, страшная версия, потому что надо обвинять командира воздушного судна. Но не хочется в это верить. Волков — опытный командир, он давно летает на этом типе самолета. Если необходимость приводняться произошла по объективным обстоятельствам — это одно дело. А если он, например, показывал классный взлет, и у него это не получилось, то это ужасно.

У каждого летчика есть свой почерк. Я, например, любил Ту-154, потому что он очень энерговооруженный. Я тоже поднимал его резко вверх, чтобы утереть нос «Боингам» и «Эрбасам». Но я проходил специальную программу, предназначенную для летчиков-испытателей, меня готовили к таким показательным полетам.

Надо внимательно изучить бортовые самописцы — скорости, углы, вертикальные скорости… Самописец сейчас отправляют в Люберцы, в военный институт, который занимается расследованием катастроф. Там очень опытные, сильные специалисты. Если самописец в хорошем состоянии, то через 2–3 дня появится официальная версия.

— Что могло явиться причиной того, что командир решил приводнить самолет?

— Скорее всего, что-то помешало ему нормально произвести взлет — например, столкновение с птицей или дроном.

— Это военный борт. Не могло что-то сдетонировать в грузовом отсеке?

— Нет, там были в основном медикаменты и медицинская аппаратура. Они не взрывоопасны, не горючи. Прежде чем все это загрузить, были произведены проверки элементов на возгорание, на наличие ядовитых испарений.

— Насколько велика была вероятность того, что командир успешно посадит самолет на поверхность моря?

— Такие случаи были. Например, 21 августа 1963 года командир Ту-124 компании «Аэрофлот» приводнил самолет на Неву. Они следовали из Таллина в Москву. После взлета экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. В аэропорту Таллина был туман. Решили сажать самолет в Ленинграде. Предстояла посадка «на брюхо». Экипаж стал делать над городом круги, чтобы выработать топливо. На восьмом круге у них остановился один двигатель, а потом и второй. Что-то не рассчитали. Топливо закончилось. Командиру ничего не оставалось, как попытаться приводниться на поверхность Невы. Благо у второго пилота, Василия Чеченева, который служил в морской авиации, был опыт посадки на воду. Они приводнили Ту-124 в районе железнодорожного моста. Буксир оттащил самолет к берегу Невы. Все пассажиры остались живы.

А вообще из десяти случаев подобных приводнений удачными бывают один-два…

— Возвращаясь к катастрофе Ту-154 над Черным морем: почему спасатели находят такое большое количество фрагментов тел, как это бывает обычно при взрыве самолета в воздухе?

— Вода — несжимаемая жидкость. Если плоский камушек бросить плашмя в воду, он летит, несколько раз ударяясь о поверхность. То же самое было и с самолетом. Скорость ведь большая, 330–360 км в час. Он подпрыгивал на воде километра два, разваливаясь на куски… Поэтому и такой большой разброс обломков.

— Люди в самолете успели осознать, что гибнут?

— Экипаж видел все. Они понимали, что падают. У меня было много случаев аварийных ситуаций на борту. Я и горел, и бомбы у меня террорист в 1991 году взрывал на борту Ил-86 над Уралом… Кабина самолета была сильно задымлена, стекла — все в саже. Удалось надеть маску. Снизились до 2700 метров, ниже было нельзя — там горы. Как сажали самолет — отдельная история. Удалось спасти почти 400 человек…

Читайте материал "Очевидец: «Когда Ту-154 упал, над ним будто радуга образовалась»  

Сюжет:

Крушение Ту-154 в Черном море

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27291 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Самолет мог «прыгать» по морю два километра

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру