Эксперт о краже радиостанций с самолета «Судного дня»: руководствовались русским «авось»

«Воры могли и не знать, что они взяли»

На Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Бериева (ТАНТК) случилось ЧП. Неизвестные лица обокрали спецсамолет Ил-80, который является воздушным командным пунктом и называется самолетом «Судного дня». Об этом сообщило РЕН ТВ со ссылкой на свой информированный источник.

По данным телеканала, у самолета, стоящего на аэродроме «Таганрог-Южный», вскрыли грузовой люк и похитили 39 радиостанций и пять плат из демонтированных радиостанционных блоков.

О том, как такое стало возможным, мы поговорили с заслуженным военным летчиком России, кандидатом технических наук, генерал-майором авиации Владимиром Поповым.

«Воры могли и не знать, что они взяли»

— Это ведь специальный самолет Ил-80, построенных на базе пассажирского самолёта Ил-86, воздушный командный пункт, предназначенный для высших лиц на случай вооруженного конфликта с применением ядерного оружия, когда наземные пункты управления будут разрушены.

— Это воздушный командный пункт, который находится в системе стратегического управления. Командные пункты бывают стационарные, сюда входит и повседневный пункт оперативного управления, а также защищенные, где в подземных условиях дежурят офицеры по разным направлениям. Заглубленные пункты есть и в дальней авиации, и в ВКС. Они находятся на разном удалении от Москвы. У каждого из них — свои цели и задачи.

Также есть воздушные командные пункты (ВзПУ), предназначенные для управления стратегическими силами в случае выхода из строя наземных. Это запасные, резервные борта. Такой самолет имеет у себя главком ВВС, главком Сухопутных войск, Главком Военно-морского флота. Самолеты такого назначения имеет каждый военный округ.

— Этот самолет с другим не спутаешь, у него нет иллюминаторов, да и количеством люков ограничено. Главная задача была — снизить воздействие от возможного ядерного взрыва.

— Это особо прочный самолет, особо подготовленный, в нем же сидит очень много операторов. Там есть и спецсвязь, и правительственная связь, и шифровальные органы.

— Как сообщает телеканал, ссылаясь на свои источники, Ил-80 прибыл в Таганроге для плановых работ по модернизации. На самолете меняли смазку на штоках амортизаторных стоек шасси. Разве не должны были спецсамолет на аэродроме особо охранять?

— Раньше все КБ охраняли военные или внутренние войска. Сегодня все поменялось. КБ, гражданские заводы на охране частенько пытаются экономить. Нанимают в охрану людей старшего возраста. Случается, что и технические средства в охранной системе используются неграмотно. Где-то не всегда они бывают работоспособные. И подготовка персонала бывает недостаточной. Безусловно, могли допустить проникновение на объект посторонних. Не стоит забывать, что на одних заводах, в отдельных цехах и на отдельных направлениях, работают очень подготовленные специалисты, а на других, грубо говоря, шаромыги.     Пройти на особо охраняемый объект, как и передвигаться внутри территории, для них не составляет особо труда. Где-то это могут быть такелажники или кто-то из вспомогательных рабочих. Могли действовать так называемые «металлисты», охотники за драгметаллом. Позарились на комплекты какого-то оборудования. Где-то слышали про радиодетали, что там может быть серебро, платина и даже золото. Воры могли и не знать, что они взяли. 

Я не думаю, что это шпионаж в пользу какого-то третьего государства, скорее всего, это было сделано по недомыслию, полагаясь на русское «авось».

— При отправке спецборта на завод, с него, наверняка, сняли все специальное оборудование. 

— Это обязательно. Вся аппаратура, которая связана с шифрованием и дешифрированием, все коммуникационные соединители, в обязательном порядке демонтируются. Это делается даже при некоторых перелетах на другие аэродромы. И доставляется или другим самолетом, или «землей» заранее.

На этом самолете, который прибыл на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс, конечно, не было совсекретных и секретных блоков. Было рядовое оборудование, с помощью которого осуществляется связь, как и в гражданской авиации. 

— Какие последствия может иметь это ЧП?

— Это крайне негативно скажется на имидже этого КБ. Предприятие ведь на самом деле очень хорошее, но где-то были упущены моменты, касающиеся контроля режимных пропусков, режимного объекта. И очень прискорбно сегодня об этом говорить. Я не исключаю, что это могла быть халатность. Хотя там место очень опасное, рядом Украина с двумя непризнанными республиками, где действуют различные диверсионные группы. Безусловно, там ухо надо держать востро.

Сейчас этот вопрос будет стоять на контроле и у специалистов военной контрразведки, и у руководителя службы авиационной безопасности предприятия, и у правоохранительных органов. Наверное, большая головная боль будет и у самого генерального директора Таганрогского авиационного научно-технического комплекса. Это очень нехороший показатель, предвестник больших неприятностей. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру