Серийного убийцу женщин из КГБ осудили через 9 лет после смерти

Одно из самых загадочных дел начала XXI века

Решение по уникальному уголовному делу вынес во вторник Московский городской суд. На скамье подсудимых оказался покойник. Защитником же покойного выступал сын одной из жертв. Впрочем, неожиданное заступничество не помогло. Серийный убийца Владимир Сивков (имя и фамилия изменены. – Прим. авт.) получил свой приговор через много лет после собственной кончины.

Одно из самых загадочных дел начала XXI века

2008 год. Начавшийся в США финансово-экономический кризис, ставший затем мировым, в этот год в России только набирает обороты. Но особо бдительные граждане уже стараются предпринять меры. В банки потянулись клиенты, которые хотят снять свои накопления со сберкнижек  и счетов, чтобы банкноты не стали мусорными бумажками.

А вслед за клиентами в кредитные учреждения потянулись и грабители.

15 октября в отделение одного из столичных банков  на улице Бутлерова пришла директор ветеринарной клиники. У нее уже был печальный опыт «общения» с государством: в 1998 году женщина потеряла свои накопления, пришлось даже продавать бабушкины ковры. Поэтому в этот раз  женщина собиралась  забрать из банка всю сумму – 9100 евро. Занятая оформлением бумаг, она не обратила внимания на незнакомца, который не сводил с нее глаз в операционном зале. 

Вот женщина вышла на улицу, поймала такси... Но машина едва успела тронуться с места, как незнакомец прыгнул в легковушку и открыл огонь из пистолета по водителю и пассажирке. Машина потеряла управление и врезалась в уличный фонарь. Стрелок обыскал умирающих, забрал деньги и скрылся.

23 октября. Примерно по такой же схеме была убита еще одна столичная предпринимательница. В отделении банка на улице Новопесчаной она сняла с карты 1,2 миллиона рублей. И снова на улице ее подстерег вооруженный преступник. Несчастная на следующий день скончалась в реанимации от огнестрельного ранения. 

29 декабря уже 2010 года история повторилась. Женщина снимала деньги в отделении банка на улице Маршала Бирюзова. Преступник довел ее от отделения до подъезда жилого дома, где хладнокровно расстрелял. У жертвы он забрал  800 евро и 125 тысяч рублей.

Во всех убийствах четко прослеживается один и тот же почерк. Бандит вел жертву от банка, использовал оружие, которое стреляет спортивно-охотничьими патронами калибра 5,6 мм, стрелял через пакет, чтобы на одежде не осталось пороховых газов.

Долгое время эти преступления оставались нераскрытыми. И только спустя 11 лет, в сентябре 2021 года, обвинение в совершении убийств было предъявлено Владимиру Сивкову. Посмертно.

Владимир Сивков – бывший сотрудник КГБ, служил в Литовской ССР, потом – в Зеленоградской колонии, затем ушел работать в ЧОП. Был женат, воспитывал двоих сыновей. Увлекался охотой.  А в апреле 2013 года скончался от сердечного приступа.

Как же так? Неужели сохранились улики, чтобы привлечь к суду покойника? И если Сивков мертв, какие могут найтись аргументы в его защиту?

Тем не менее аргументы нашлись.

На рассмотрении дела Сивкова в суде настаивал один из его сыновей. Молодой человек надеялся, что его отца признают невиновным и реабилитируют. 

Изначально существовал и другой вариант развития событий: Сивков-младший мог согласиться с выводами следствия. Тогда отставного чекиста признали бы виновным, а дело закрыли бы за смертью обвиняемого.

Но кто же захочет, чтобы о его родителе на белом свете осталась такая жуткая слава? 

Примерно такими же аргументами руководствуются сейчас родственники печально знаменитого Михаила Хачатуряна, убитого тремя красавицами-дочерьми. Члены семьи хотят суда над покойным, потому что надеются: обвинение в сексуальном насилии над детьми в ходе процесса развалится.

Но в деле Сивкова удивляет другое. Едва ли не так же яростно, как сын обвиняемого, оправдания для убийцы добивался сын первой жертвы, врач-травматолог Роман.   

–  Первоначально я сам думал, что мою маму убил одиночка, – рассказывает мужчина. – Схема, в принципе, понятна. Обычно, если хочешь снять в банке крупную сумму, надо заказывать ее за пару дней.  Злодей подмечает: если человек заказывает деньги после обеда, значит, деньги привезут послезавтра. И в нужный день в оперзале просто высматривает знакомое лицо. Пошел человек в кассу – значит, получает крупную сумму. Его и надо убивать. Я очень долго с этой версией жил. 

Потом я ознакомился с материалами дела. И обратил внимание на видеозапись из банка перед третьим убийством. Кассир нажимает кнопку окончания операции – и  через две секунды после этого в оперзал входит мужчина. На видео с моей мамой, когда она во второй раз заходит в кассу, у предполагаемого преступника в оперзале звонит телефон. 

–​ О чем это говорит?

– Да о том, что преступник имел связи в банке! Видимо, разговор между подельниками строился следующим образом. Звонок первый: «она пришла». Женщина заходит в кассу. Когда кассир нажимает кнопку «окончание операции», в этот момент в зале появляется фигурант, начинает следить за женщиной и убивает ее вскоре после выхода из банка.  

–​ Допустим. Но откуда преступник может знать, какую сумму понесет из банка вкладчик?

– Он и не всегда знал об этом. Третья жертва, например, заказала крупную сумму в валюте, а забрала в итоге только 800 евро.  Вряд ли бандит решился бы на убийство, зная, что сумма невелика. 

В 2015 году я со следователем отсматривал видеозаписи, и сотрудник СК предположила, что один из преступников через камеры в режиме реального времени мониторит обстановку в кассе. Но эта версия в итоге не подтвердилась. 

–​ Но если преступник звонит из зала банка, можно же делать биллинг...

– Вы знаете, в 2008 году следователь прокуратуры Юго-Западного округа сказал мне, что раскрытие дела уже близко. Преступника зафиксировали камеры, прямо в операционном зале он говорит по мобильному телефону. Кроме того, он потерял цепочку  на одном из мест преступления. Оперативники  получили биллинг – и тишина.  В 2016 году я начал ходить по разным инстанциям, попал даже на прием к главе СКР Александру Бастрыкину.  Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки...

Следователи проделали большую работу. По всей России сведения по всем похожим убийствам, где применялось оружие калибра 5,6 мм. Особого внимания заслужили случаи в Калужской области: там примерно в то же время, что и в Москве была застрелена женщина после посещения банка (правда, денег при ней не оказалось). В самой Калуге пулей «нужного» калибра был убит сотрудник таможни, некий Анисимов. Довольно быстро за преступление задержали его сына. Однако причастность молодого человека к столичным расстрелам не подтвердилась.

– Когда причастность Анисимова к московским убийствам не подтвердилась, следователи перетрясли то ли несколько десятков тысяч  документов, похожих дел. В итоге «откопали» мертвеца, чтобы закрыть дело, – негодует Роман. – Обычно в такой ситуации  родные обвиняемого  просто соглашаются с прекращением дела за сроком давности. Они понимают, что иначе нужно будет ходить в следственный комитет, потом в суд. То есть затратить очень много сил – и то не факт, что вашего родственника оправдают.  

Логику Романа понять можно. В самом деле маловероятно, чтобы преступник так четко спланировал серию убийств, без помощника узнал, что у клиенток банка будут при себе крупные суммы, выследил их и ни разу не попался.

А раз так, дело нельзя считать до конца раскрытым?

Следствие выложило свои козыри на суде.

Во-первых, пресловутый биллинг. В тот час, когда была расстреляна машина на улице Бутлерова, Сивков пять раз выходил на связь по мобильному телефону. Четыре раза звонил он, один раз – ему. Причем разговоры длились буквально несколько секунд. Справедливости ради заметим: автосервис, где мужчина работал охранником, расположен в том же районе. Но совпадение, согласитесь, странное. И опять же напрашивается вопрос: кто названивал убийце?

Вторая и третья улики были найдены в квартире Сивкова в Зеленограде. Когда, получив результаты биллинга, оперативники вышли на подозреваемого и приехали к нему домой, там их ждал настоящий подарок. Вдова Владимира сама показала на сейф, в котором лежали патроны. Те самые, охотничьи, калибра 5,6 мм. Нашлась и повседневная одежда Сивкова: женщина не выбросила ее, хотя с момента смерти прошло уже больше пяти лет. А на одежде – частицы продуктов от выстрела.

Наконец, фотография Сивкова. Ее предъявили свидетелю с места убийства. И свидетель признал, что человек на снимке очень похож на Владимира.

Выходит, Роман и прав, и не прав. Сивков, безусловно, виновен. Но действовал ли он один? Ведь никаких крупных сумм в доме Владимира отродясь не водилось (по крайней мере, если верить вдове и сыновьям). Значит, делился с кем-то? Или откладывал в кубышку?

На эти вопросы спустя 12 лет не под силу ответить, наверное, даже Шерлоку Холмсу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28868 от 14 сентября 2022

Заголовок в газете: Гангстер с того света

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру