“МК” изучил все версии “космического обстрела” Латвии

Около латвийского города Мазсалаца в воскресенье вечером упал метеорит. А может, это спутник был? А может, и снаряд? Ученые пока гадают, что же на самом деле распахало поле под Мазсалацом. Да так, что образовалась воронка диаметром 10—12 метров и глубиной около 5 метров. “Хорошо, хоть урожай успели собрать”, — облегченно вздыхают местные жители. На самом деле шутки в сторону — упади такой “камешек” в центре города, и счет жертвам шел бы на тысячи! “МК” проанализировал случившееся и попытался ответить на самые главные вопросы:

— велика ли вероятность, что метеорит упадет на Москву;
— почему не работает система защиты от небесных тел;
— могла ли Латвия заинтересовать инопланетян;
— легко ли заработать на подобном катаклизме.

Падение метеоритов на глазах у людей — событие крайне редкое. Как правило, “гости из космоса” не в состоянии преодолеть многокилометровую атмосферу планеты. Для Латвии же космический десант и вовсе сродни знамению божьему, ведь на страну и так уже обрушились все “земные” напасти — кризис, безработица, безденежье.

— Это было в половину седьмого вечера. Я услышал глухой звук, как будто самолет пролетел низко-низко. Потом прозвучал взрыв, я выглянул из окна и увидел столб дыма метров 50 высотой, — рассказал “МК” очевидец, житель хутора Кундрати Талис Буш. — После того как пошел дым, появился столб огня метров 10—15 высотой. Горело минуты две, пахло серой. Сам момент падения я не видел, но знаю, что по дороге проезжала машина, и водитель рассказал, что он наблюдал яркую красную полосу на небе и вроде бы огненный шар.

Точку приземления шара оцепили пожарные и спасатели. “Вокруг собралось много любопытных. Если снять оцепление, они могут здесь всё разворошить. В кратере мы ничего не трогали, чтобы ученые смогли все детально изучить. Внутри воронки расплавленный песок, сильный запах серы. Сам предмет, который упал, не видно. Он глубоко ушел под землю”, — сказал начальник Видземского отделения Государственной пожарно-спасательной службы Янис Крастиньш. Эксперты из латвийского Центра радиации поначалу зафиксировали в центре воронки повышенный радиационный фон. Впрочем, к 15 часам по московскому времени спасатели сняли вопрос о радиационной или химической опасности и оставили место “падения метеорита” ученым.

— Мы уверены, что упал либо железистый метеорит, либо космический объект размером около метра, — сказал “МК” директор Института динамики геосфер РАН Юлий Зецер. — Но это точно не каменный метеорит, потому что он бы просто не смог долететь до земли.

Впрочем, к середине дня латвийские ученые попытались разочаровать общественность. По словам геолога Северо-Видземского биосферного заповедника Дайниса Озолса, кто-то просто решил пошутить и поджег в заранее вырытой яме химические вещества — смесь селитры с серой. Злоумышленники якобы засняли это на видео и пустили в интернет. Разбросанных по окрестностям осколков, обязательных в таких случаях, также нигде не видно.

— Выехав на место, мы выяснили, что размеры воронки намного меньше, чем заявлялось первоначально, — пояснил “МК” астроном Илгонис Вилке. — К тому же нет признаков взрыва, который должен сопровождать падение метеорита, нет выброса вещества, то есть глины. Края кратера не имеют ровной округлой формы, а также нет признаков пожара на месте падения — по краю ямы даже видна зеленая травка. Версию с осколком спутника мы также отметаем, поскольку о сходе с орбиты крупной части нас бы предупредили, и от спутника остались бы такие же следы, как и от метеорита. В общем, по всем признакам, этот “метеорит” — чья-то выдумка.

Впрочем, возможно, что геологи разубеждают публику не совсем бескорыстно. Во-первых, необходимые исследования стоят достаточно дорого, а латвийские ученые уже давно сидят на финансовой мели. Во-вторых, публично откопав метеорит, геологи поставили бы крест на возможности его дальнейшей перепродажи. А ведь такие породы стоят очень дорого. Быть может, латвийские специалисты вознамерились, когда уляжется шум, по-тихому “загнать” находку на черном рынке? Так что метеорит никто не отменял. Тем более другие ученые намерены все же докопаться до истины. Как полагает специалист Центра среды, геологии и метеорологии балтийской республики Улдис Нулле, который ночью побывал на месте ЧП, метеорит все-таки был. Но не крупный, размером с кулак. И он ушел глубоко в землю.

Может ли метеорит упасть в Москве?

По мнению, руководителя российского Центра планетарной защиты Анатолия Зайцева, это вполне возможно, и сделать тут практически ничего нельзя. Во всем мире нет системы предупреждения падения мелких камней из космоса. А ведь они могут упасть и на жилой дом, и на АЭС… Раньше, в советские времена, были так называемые метеоритные патрули, состоящие из ученых-астрономов. Они наблюдали за метеорными потоками и вычисляли, в каком есть более крупные камни и в каком месте они могут приземлиться. Сейчас таких нет. “Думаю, можно было бы создать систему наблюдения за небом при помощи орбитальной установки. С земли можно не заметить мелких метеоров, к тому же летящих с солнечной стороны, — считает Зайцев. — Если бы спутник засек метеорит, подобный тому, о котором говорят латыши, то предупредить о его падении на землю можно было бы за несколько часов. Конечно, за это время эвакуацию не проведешь, но вот заблокировать какие-то блоки на атомных станциях можно было бы. По поводу перехвата более крупных камней размером от 10 до 100 метров и больше у нас есть конкретная программа. Система контроля космического пространства может обнаружить их за несколько месяцев, а мы, заранее эвакуировав жителей, можем выслать на встречу с ним беспилотный автоматический корабль, чтобы столкнуть его с опасной орбиты”.

КСТАТИ

Несколько месяцев назад местные жители деревушки, расположенной в 20 км от Переяславля-Залесского, сообщили о странном визите некоего космического “пришельца”. Это случилось в один из июньских дней. Ночью неожиданно раздался страшный взрыв, треск, вой. Через 1,5 минуты все стихло, и наутро в окрестностях Плещеева озера старожилам предстала жуткая картина. Некий странный “бомбардировщик” срезал деревья в лесу в диаметре 1,5 км, причем все на уровне человеческого роста. Срубленные деревья “уложил” ровненько, все в одну сторону. Видимо, потому, что после того случая никто так и не нашел никакой воронки в земле, им не заинтересовались ученые. Единственная версия, на которой тогда остановились, была связана с неожиданно налетевшим смерчем.

ИЗ ДОСЬЕ “МК”

ПОСЛЕДНИЕ ПАДЕНИЯ МЕТЕОРИТОВ

10 июня 1952 г. — в Канаде упал энстатитовый метеорит весом 107 кг.

8 февраля 1969 г. — в Чиуауа (Мексика) упал крупнейший углистый метеорит, найденный на Земле, — общая масса около 5 тонн.

16 мая 1981 г. — в Магаданской области в бассейне реки Омолон упал метеорит весом 250 кг.

18 сентября 2007 г. — в перуанской области Пуно, недалеко от границы с Боливией, упал метеорит. На месте падения образовался кратер шириной 30 и глубиной 6 метров.