Тут надо объяснить где он находится: а находится он на Щукинской косе, это строго через Москва-реку, «напротив» Живописной улицы. Открыт пляж был в славном 1937 году, строили его заключенные (кстати, мало кто знает, что на территории заказника умерших зеков и хоронили. И теперь прогуливаясь по Серебряному бору, гуляют они по кладбищу. Ныне Серебряный бор структурно входит в природный парк «Москворецкий». И как на любой природно-охраняемой территории, любое строительство здесь запрещено. Однако, происходит это не всегда
И вот корреспонденты «МК» вместе с активистами движения «Открытый берег» посетили тот самый пляж № 1 в Серебряном бору. Подъехать к пляжу № 1, когда-то открытому, оказалось невозможно. Непосредственно у съезда со Строгинского моста (а иначе на пляж не попасть) стоит КПП. КПП вполне легальное — не пускает автомобили в природно-охраняемую зону. Сторож-гастарбайтер предлагает нам следовать дальше пешком. И мы следуем. Неожиданно мимо проезжает старенький Мерседес со стареньким водителем. Он то как обошел все препоны? Но разве то препоны? Вот настоящая преграда.
Путь на пресловутый пляж № 1 прграждает комбинированный забор. Частично сделанный из довольно старенькой «рабицы», но свежеобмотанный вполне современной колючей проволокой. Активисты и журналисты, возглавляемые лидером партии «Яблоко» Сергеем Митрохиным в течении нескольких минут разобрали-таки одну из секций, неряшлево изготовленную из разного дреколья. Настораживают слухи о том, что пляж охраняется собаками. Оглядываемся. Собак пока нету. Но зато отчетливо различимы остатки инфраструктуры пляжа. Футбольные ворота, беседки и даже почти целый сортир. В траве протоптаны тропинки, тут и там видны следы свежих кострищ. А вот и собаки. Недогадливые журналисты не захватили с собою ни баллончиков с перцем ни даже палок. Впрочем, ни то ни другое не потребовалось. Несколько «почти овчарок» и пяток дворняг сами испугались до щенячьего визга и удалились в дальний конец пляжа.
Зато появился сторож. Тоже не спецназовец. Обычный пенсионер. Правда, без имени. Уверяет, что работает по трудовому договору с неким частным лицом. А что здесь такое, почему? Он не знает. Случайно лишь назвал своего нанимателя — некоего Павла из ФСБ. На этом поток сторожевого красноречия иссяк. Отказался он отвечать на вопросы и самого Сергея Митрохина.
Зато Сергей из «Открытого берега» сотоварищи охотно рассказывает о трансформациях произошедших с пляжем. Еще до 2006 года сюда мог прийти любой желающий и реализовать свое право на отдых. Но после того как стал оформляться «Москворецкий» как природно-охранная территория, кто-то решил, что грех этим делом не воспользоваться И вот он забор
А хорошо кругом! Подхожу по сохранившимся мосткам к Москва-реке. Вода чистая! Видны мальки окуней, болтающиеся у берега и само песчаное дно. Рай земной! И ведь никаких толп отдыхающих.
Звоню в Департамент природопользования. И там мне сообщают такую информацию: данный пляж не входит в структуру природоохранных территорий. Как так? Оказывается, таких мест довольно много. Это просто берег реки, таинственным образом, принадлежащий частному лицу на непонятных правах.
Опять связываюсь с «Открытым берегом». На другом конце провода недоумение: "Как? Уже не принадлежит? Неделю назад смотрели по кадастровому плану. Парк там. Без каких-либо указаний о частной собственности или аренде. Мы и в управу местную ходили. Там плечами пожимают. А в в частных беседах все говорят одно и то же: Не связывайтесь! Там такие люди! Из таких нефтяных компаний, что от вас мокрого места не останется. А нам жалко! Мы здесь выросли. В четверг вечером мы, местные жители собираемся зайти сюда и снести эти нелепые заборы. И пусть кто хоть слово скажет! Ведь ни одного документа нам по этому месту не показали! А мы местные жители, мы имеем право знать".
Кстати, о принадлежности. Большими буквами на воротах пляжа значится, что принадлежит он, как раз парку. И даже телефончик сообщается.