Дружеские изъятия Новой Москвы

Владимир Ресин рассказал «МК» о развитии присоединенных к столице территорий

Депутат Государственной думы Владимир Иосифович Ресин вместе с группой московских парламентариев из фракции «Единая Россия» внес на рассмотрение Госдумы законопроект «Об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенных к Москве территориях», облегчающий изъятие земель под строительство федеральных объектов и для других госнужд. Одним из таких объектов может оказаться парламентский центр, рабочую группу по созданию которого также возглавляет Ресин. «МК» расспросил депутата о возможном расположении комплекса зданий для Госдумы и Совета Федерации и о том, как, по мнению экс-главы столичного стройкомплекса, нужно развивать Новую Москву.

Владимир Ресин рассказал «МК» о развитии присоединенных к столице территорий

— Владимир Иосифович, вы вместе с группой депутатов внесли на рассмотрение Госдумы законопроект об особенностях земельных отношений на присоединяемых территориях. О чем этот документ?

— Этот закон необходим, чтобы стимулировать развитие присоединенных к Москве земель. В нем прописан порядок изъятия участков под инфраструктурные проекты — в первую очередь под строительство инженерии и транспортных объектов. Для того чтобы Новая Москва могла нормально развиваться, там в опережающем порядке необходимо обновить систему канализации и водоснабжения, расширить и привести в порядок существующую дорожную сеть, построить новые современные магистрали, зарезервировать площадки под будущие станции метрополитена. Однако в госсобственности, как показала инвентаризация присоединенных территорий, находится всего 4 тыс. га земель. Очевидно, что за счет этих ресурсов невозможно реализовать крупные инфраструктурные проекты, поэтому был разработан законопроект, позволяющий государству в ускоренном порядке проводить изъятие участков у частных собственников.

— Конфликтов не возникнет?

— Я думаю, крупные собственники будут согласны, чтобы часть их земли забрали под инфраструктуру, поскольку это поднимет капитализацию соседних участков. Одно дело, когда проект реализуется в чистом поле, и совсем другое — когда застройка обеспечена надежной инженерией и транспортом. Инвесторы не могут этого не понимать. Кроме того, изымаемые земли и имущество подлежат рыночной оценке, и их владельцам будет выплачена соответствующая компенсация.

— А под правительственный центр по этому законопроекту, если Дума его одобрит, земли тоже можно будет изымать?

— Если будет принято решение о создании правительственного центра на присоединенных территориях — да.

— От чего зависит это решение?

— Президент Владимир Владимирович Путин дал поручение Министерству финансов и Министерству экономического развития рассчитать стоимость реализации всего проекта с указанием очередей строительства и источников финансирования. На основании этих расчетов можно будет сделать вывод о целесообразности перевода государственных органов власти на присоединенные к Москве территории.

— Когда, по вашему мнению, можно ожидать ясности в этом вопросе?

— Я думаю, до конца года.

— С размещением парламентского центра тоже пока ничего не понятно?

— Это единый проект. Если будет принято решение о создании в Новой Москве правительственного квартала, парламентский центр разместится там же. Отдельно выносить его на новые территории не имеет никакого практического смысла, поскольку Дума и Совет Федерации работают в постоянном контакте с остальными органами власти.

— СМИ писали, что возможности для строительства нового парламентского центра есть и в Москве. В частности, назывались площадки в Зарядье на месте бывшей гостиницы «Россия» и рядом с ЦДХ на Крымском Валу.

— Да, такие варианты действительно существуют. Есть и другие площадки внутри исторических границ Москвы. Как вы знаете, сами депутаты на парламентских слушаниях однозначно высказались за создание нового комплекса зданий для Госдумы и Совета Федерации, но при этом из центра уезжать не хотят.

— Какой участок нужен под создание парламентского центра?

— Примерно 10 га. Расчетная площадь самого комплекса 300–330 тыс. кв. м.

— Часто высказывается мнение, что, если чиновники и депутаты не поедут в Новую Москву, эти территории не будут развиваться. То есть девелоперы быстро освоят ближний пояс, понастроив там многоэтажного жилья, и на этом все закончится. Что вы об этом думаете?

— Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы присоединенные территории застраивались многоэтажным жильем и там появились спальные районы. Это будет грубейшей градостроительной ошибкой. К сожалению, в предыдущие годы были разработаны и утверждены проекты планировки, предусматривающие появление рядом со МКАД больших объемов жилой недвижимости без сопутствующей социальной инфраструктуры, а некоторые застройщики успели получить разрешения на строительство. Где разрешения выданы — запретить уже ничего нельзя. Но надо в процессе реализации откорректировать проекты — снизить этажность, предусмотреть строительство детских садиков, школ, паркингов, создание новых рабочих мест.

Я не разделяю мнение, что развитие новых территорий застопорится, если туда не поедут чиновники. Расширение границ города, как правильно сказал В.В.Путин, это не чьи-то «хотелки» и не пиар-акция, а вынужденная необходимость. Зажатая МКАДом Москва задыхается, проблемы мегаполиса нарастают. Их нужно решать в том числе за счет использования потенциала новых земель, но делать это обдуманно, чтобы не пришлось потом краснеть за принятые впопыхах решения. Не надо ставить перед собой имперские цели за 20 лет построить Новую Москву. Нас никто не торопит, перед нами вечность, как говорят китайцы.

— В идеале как должна развиваться Новая Москва?

— Сбалансированно. И это нужно предусмотреть при корректировке Генплана. Как бы ни ругали Генплан, утвержденный в 2010 году, это хороший, добротный документ, и его основные принципы необходимо сохранить. Они уже не раз доказали свою эффективность и работоспособность. Что касается новых территорий, там, на мой взгляд, нужно сразу заложить промзоны, которые смогут обеспечить и местное население, и тех, кто будет приезжать из Москвы, рабочими местами. Застройка этих земель должна быть преимущественно малоэтажной, с преобладанием в жилом секторе коттеджей и таунхаусов. Там незачем городить «леса» из многоэтажек. Ну и, конечно, зеленые зоны. Сейчас леса занимают 75 тыс. га присоединенных территорий. Эти объемы нужно по возможности сохранить, создав крупные природоохранные зоны и рекреации.

— А транспортное обеспечение?

— Раньше город уже вложил большие средства в реконструкцию Киевского и Боровского шоссе, которые сейчас являются самыми современными и скоростными трассами региона. Это делалось для того, чтобы обеспечить нормальный подъезд к аэропорту «Внуково», но получается, что мы угадали, и теперь эти дороги являются основой транспортного каркаса Новой Москвы. В планах у городского правительства расширение Калужского шоссе со строительством на нем дополнительных развязок и строительство в зоне от МКАД до ЦКАД трех поперечных связок, включая дорогу Солнцево—Бутово. Я считаю, что это правильная стратегия. Кроме того, необходимо развивать железнодорожные перевозки. Наша задача сделать так, чтобы электричка стала таким же надежным и удобным видом транспорта, как и метро.

— Метро на новых территориях строить надо?

— Обязательно. Но это не первоочередная задача. Сначала надо определиться, где будут находиться новые центры приложения труда, какие это будут центры и сколько человек там будет жить и работать. Кстати, может быть, на новых территориях целесообразнее строить так называемое легкое метро или линии скоростного трамвая, как это делается в Европе.

— Вы следили за международным конкурсом на разработку концепции развития Московской агломерации? Какие-то идеи запомнились?

— Мне понравилось, что все участники в целом разделяют нашу идеологию. Все команды, а в конкурсе принимали участие ведущие урбанисты мира, выступают за полицентричное развитие присоединенных территорий, создание новых центров приложения труда, опережающее развитие транспортных систем. Запомнилось предложение о создании пешеходных и рекреационных зон вдоль Москвы-реки. Очень красивая и интересная идея. Неправильно, что у нас по берегам реки до сих пор находятся какие-то склады, коммунальные зоны и прочие «неугодья». Это вчерашний век.

— Вы курируете так называемую «Программу-200» по строительству в Москве православных храмов. На присоединенных территориях она будет действовать?

— Нынешняя программа рассчитана на столицу в ее старых границах. Но в Новой Москве храмы, конечно, строить надо. Причем не только православные. Проектами планировок наряду с жильем и другими объектами должно быть предусмотрено размещение и церквей, и мечетей, и синагог…

— Сколько храмов вы сдаете в этом году?

— Уже построены три — в Братееве, Северном Медведкове и в Новокосине. Еще 6–7 будут завершены до конца года. Принято решение, что после окончания строительных работ в храмах начнутся регулярные богослужения, а внутренняя отделка (роспись, убранство) будет идти параллельно с повседневной жизнью прихода. В целом на разных стадиях строительства у нас находятся порядка 37 храмов. Я сам удивлен, как активно продвигается работа: ведь город ни копейки на эти объекты не дает, все строится за счет внебюджетных источников, преимущественно за счет пожертвований самих прихожан.

— Сколько стоит программа?

— Примерно 50 млрд руб., или 1,5 млрд долларов. Но я не стал бы ее оценивать строительными объемами и потраченными средствами. Главная цель нашей работы — создание духовных центров, где люди могли бы не только молиться, но и заниматься социальной работой — помогать нуждающимся, заниматься образованием детей и подростков, проводить благотворительные акции.

— Когда, по вашим прогнозам, будут построены все 200 храмов?

— Трудно делать точные прогнозы, поскольку финансирование зависит от пожертвований. Чем больше средств пожертвуют люди, тем быстрее пойдет строительство, никаких других препятствий для реализации программы нет. Я надеюсь, что в целом мы закончим работы за 15–20 лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру